Э. Фатуллаев: Гламурный авторитаризм в Азербайджане сменился жесткой деспотией
«Против меня были предприняты все мыслимые и немыслимые методы давления, запугивания, изоляции», - сказал освобожденный накануне из азербайджанской тюрьмы Эйнулла Фатуллаев в интервью азербайджанской газете «Зеркало». Напомним, что главный редактор газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» Э. Фатуллаев вопреки решению Евросуда провел в заключении более четырех лет и был освобожден по амнистии 26 мая 2011г.
«Поскольку печатные издания «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» оказывали огромное влияние на формирование общественного мнения, естественно, что определенные круги не были в этом заинтересованы, и они, как говорится, решили «убрать меня». С другой стороны, считаю, что мне еще очень повезло. Учитывая специфичный характер режима «суверенная демократия», меня могла бы постигнуть более трагическая участь. Поэтому считаю, что еще хорошо отделался», - сказал он.
Фатуллаев отметил, что рад оказаться на свободе и подчеркнул, что полон сил и жажды вновь вернуться к горячо любимому делу, которому посвятил двенадцать лет своей сознательной жизни. «Но насколько это возможно в нашем обществе, в нашей стране? Нужно сначала найти ответ на этот вопрос. После демонстративного игнорирования у нас в стране решения Европейского суда относительно моей жалобы я понял, что в условиях отсутствия правовых механизмов, столь необходимых для продолжения независимой журналистской деятельности, иммунитета не существует», - сказал Фатуллаев.
Журналист считает, что четыре года которые он провел в тюрьме были жертвой, которая была принесена ради того, чтобы сохранить в Азербайджане критические голоса, сохранить независимую прессу. «Когда меня освободили, то я сказал, что меня арестовали в одной стране, а выпустили на свободу в другой. Когда меня арестовывали, в Азербайджане была несколько иная ситуация. В стране правил несколько иной режим. Гламурный авторитаризм сменился жесткой деспотией», - сказал журналист.
Фатуллаев отметил, что тюрьма - это ужасное место. «Я бы никому, особенно моим коллегам, не пожелал бы оказаться в тюрьме. Нужно быть осторожным в этой ситуации. Нужно учитывать то, что в Азербайджане практически уже восстановились советские времена», - сказал он, отметив, что в такой ситуации его арест был неизбежен.
Говоря об убийстве журналистки Натальи Эстемировой, Фатуллаев подчеркнул, что есть темы, освещение которых в азербайджанских СМИ также представляет большую опасность для журналистов. «Это реалии. И мы обязаны с этим считаться. Либо считаться и продолжать работать, принимать условия игры. Либо уехать из страны и строить свою жизнь в какой-либо другой стране. Одно из двух. Поэтому, что изменится при существующем порядке в обозримом будущем, сегодня не представляется возможным сказать. И обстоятельства толкают главного редактора «Реального Азербайджана» стать реалистом», - сказал он.
Эйнулла Фатуллаев не согласился с тем, что его имя стало неким символом борьбы за свободу слова. «Думаю, это немного несправедливо, потому что символом борьбы за свободу слова в Азербайджане всегда являлся покойный главный редактор журнала
«Монитор» Эльмар Гусейнов. Я, насколько это было возможно, в условиях политического режима до 2007 года продолжал его миссию. Я принес в жертву четыре года своей жизни ради свободы слова. Но не существует состоявшейся модели свободы слова. Свобода слова - это бесконечное пространство», - сказал он.
Журналист подчеркнул, что за последнее время в Азербайджане был арестован не только он. «Были арестованы свыше двадцати журналистов, среди которых были редакторы ведущих оппозиционных независимых газет. Просто, в отличие от других, власти в моем вопросе пытались до конца препятствовать требованиям мирового сообщества относительно моего освобождения», - сказал он.
Фатуллаев считает, что насколько это возможно необходимо бороться ради обеспечения полной свободы слова как в виртуальном, так и реальном масс-медийном пространстве.