Депутат парламента Грузии: «Турецко-грузинский договор может оказаться для нас чрезвычайно опасным»
Недавно независимый депутат парламента Грузии Тамаз Диасамидзе публично высказал свою позицию в отношении турецко-грузинского договора, предусматривающего восстановление четырех грузинских памятников в историческом «Тао-Кларджети» на территории Турции, строительства в Батуми т.н. мечети Азизие, а также восстановления мусульманских культовых сооружений в Грузии, передает «Кавказ Online» со ссылкой на «Рressage.tv».
Т.Дисамидзе отвечая на вопрос о том, какова его позиция в отношении турецко-грузинского договора, отметил, что приветствует готовность руководства Грузии найти соответствующие средства и их стремление восстановить грузинские памятники. «Однако грузинская сторона поставила себя в весьма неловкое и проигрышное положение: это происходит за счет настолько неудачной договоренности, что подписание документа в такой форме может оказаться чрезвычайно опасным для грузинской политики и государства», - отметил Т.Дисамидзе.
«Условия, предусмотренные по данному протокольному соглашению, всеобще известны, и в нем самая тяжелая часть реализации для грузинской стороны – строительство мечети Азизие, и ее функционирование по назначению. Выступление турецкого государства инициатором постройки этой мечети крайне тяжело воспринимается нашей общественностью, так как, по данному договору, мы должны восстановить наши памятники на территории исторической Тао, а турецкое государство требует строительства нового. Грузинская сторона почему-то не рассматривает строительство действующей мечети таким образом, чтобы вопрос решал народ, проживающий в данном регионе, городе. А сейчас у населения ничего не спрашивают, объявили, что государство так решило и все!», - добавил депутат.
Отвечая на комментарий журналиста о том, что по мнению сторонников договора, строительство еще одной мечети ничему не навредит и не содержит никакой опасности, Дисамидзе отметил, «строительство мечети Азизие в Батуми не является рядовым строительством, это вопрос большой политики». Он отметил, что двухэтажная мечеть из дерева, с восемью склонами, которая была построена в 1868 году, и служила дислоцированному здесь османскому военному гарнизону, не представляла особую творческую ценность. Эта мечеть сгорела в 1940 году по причине неисправности электропроводки. По оценке специалистов, утверждения Ники Вачеишвили, что эта мечеть внутренне и внешне была превосходным памятником культуры и «подобной красоты нигде не увидите», преувеличены.
Он отметил, что грузинская сторона не сжигала специально мечеть Азизие, и с этой точки зрения позиция Турции примерно такая, если бы наша сторона требовала снова построить церкви Опиза, Тбети и Анчи, которые были уничтожены в 60-ые годы. Из них церкви Тбети и Анчи взорвали в преступных намерениях, по политическому и религиозному мотиву, а Опиза стала жертвой строительства автобана. Грузинская сторона могла также обсудить эти вопросы, и не загонять себя в проигрышную позицию уступок, однако поступила не так.
«Тем временем, бросается в глаза финансовое влияние Турции на наше государство, в особенности, на аджарский регион. Экономическая экспансия чрезвычайно сильная и требует осмысления, поскольку идущие с одной стороны инвестиции не сбалансированы инвестициями другой страны. 70% инвестиций приходятся на Турцию. Тамошним бизнесменам займы выдаются с условием вкладывать суммы в Батуми и ее окрестностях. Повторяю, Турция экономически и политически стремительно растущая страна и, безусловно, имеет в политике на будущее какие-то намерения, и наша сторона должна проявить осторожность», - отметил депутат.
Говоря о том, что есть иной путь, депутат отметил: «Это урегулирование обостренных отношений Турции с ЮНЕСКО, и его включение в дело. Поскольку мы считаем, что эти памятники культуры являются нашими святынями, неотъемлемой частью нашей истории и культуры и вместе с тем сокровищницей мирового значения, мы имеем право выступить вместе с Турцией, как сторона, в отношениях с ЮНЕСКО. Переговоры с Турцией должны вестись в этом ключе».