А.Закарян: Статус-кво гарантирует долголетие власти Алиева
Интервью Panorama.am с депутатом Национального собрания, членом совета РПА Артаком Закаряном.
-Северный Судан официально признал независимость Южного Судана. Какие параллели можно провести между этим процессом и процессом урегулирования Нагорно-карабахского конфликта?
- С точки зрения международного права реализация права на самоопределение не может иметь альтернативы и препятствий. Косово и Судан являются очевидными примерами, и служат основанием, чтобы мы были более уверенными и непоколебимыми в наших целях. Конфликты Косово и Южного Судана были довольно длительными, они прошли различные этапы эскалации, переговоров и столкновений. В конце концов, верховное право всенародного волеизъявления как жизненное, естественное и нерушимое право становится реальностью. Хотя международные политические круги смотрят на конфликты с точки зрения своих интересов, тем не менее, эти конфликты, рано или поздно, находят свое решение на основе международных норм и принципов, и, в конце концов, одна из противоборствующих сторон признает факт становления другой. Северный Судан признал право Южного Судана на самоопределение, Сербия признает право Косово на самоопределение, и Азербайджан тоже рано или поздно признает суверенитет Нагорного Карабаха де юре.
-После казанской встречи эксперты пытаются ответить на вопрос, кому был выгоден подобный исход встречи. Часть экспертов полагает, что сохранение статуса-кво выгодно Азербайджану. На самом ли деле это так?
- Подготовительный этап к казанской встрече вселял надежду в то, что есть реальная возможность зафиксировать конструктивные договоренности и продвинуть процесс. Конечно, с учетом тех обстоятельств, что Азербайджан в последнее время ведет переговоры с целью продлить их всеми возможными способами, и посредники, и армянские стороны считали подобный исход казанской встречи вполне вероятным. На казанской встрече сконцентрировались все международные посреднические усилия. Международное сообщество, благодаря непосредственным посредническим усилиям президента РФ, имели ожидания от Казани, которые провалил Азербайджан. После казанской встречи еще больше стало очевидно, что Азербайджану выгодно сохранение статуса-кво. Это дает возможность обеспечить долголетие власти Алиева, это гарантия интересов нефтяной политики, это возможность начать новый торг в военно-стратегических отношениях, это возможность маневрировать в регионе, и в конце концов, это повод для уклонения от антинародных обвинений.
- Несколько дней назад в Европарламенте состоялись слушания по НК урегулированию. Судя по выступлениям, складывается впечатление, что многие парламентарии не владеют даже простейшими деталями процесса урегулирования. Как вы оцениваете организацию слушаний по НК конфликту на непрофессиональных площадках?
-Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Эштон в своем выступлении подробно представила единую позицию ЕС по вопросу НК урегулирования. А выступления некоторых депутатов действительно были следствием недостаточной информированности или отношения с пристрастием. Когда представители какой-либо международной структуры или гражданского общества заявляют, что без полноценной реализации права населения НК на самоопределение из пояса безопасности конфликта могут быть выведены войска НКР, которые поддерживают хрупкий мир в регионе, это означает, что он прямо призывают к войне. Это означает, что эти люди, говоря о необходимости мира, просто не понимают, что призывают армян ослабить самооборону, в случае, когда Азербайджан ежедневно проповедует войну, и тем самым подводят ситуацию к военной развязке. Я тоже депутат, в том числе член международных парламентов. Сегодня у меня нет достаточных сведений, скажем, о приднестровском конфликте, поэтому я никогда себе не позволю высказаться по этому поводу. Поэтому честнее будет посетить зону конфликта, ознакомиться и понять суть конфликта. Все те депутаты, которые побывали в регионе и знакомы с ситуацией, имеют более объективные и реалистичные представления, и очень хорошо понимают, что безответственные заявления могут только навредить процессу урегулирования.