Ветераны спецназа СССР: Во время погромов в Баку мы однажды нашли колодец, доверху забитый трупами армян и русских
«От того, что там увидели, дрожь берет. Однажды открываем колодец, а он доверху забит телами убитых людей — армян, русских», - рассказал о погромах в Баку ветеран спецназа ГРУ СССР Владимир Мамаев, проходивший службу в Азербайджане.
Ветераны спецназа ГРУ СССР рассказали российское газете «Амурская правда» предысторию кровавых событий января 1990 года в Баку, в которых им пришлось принимать непосредственное участие. «Сначала погромы начались в Сумгаите. Примерно за неделю-две до массовых беспорядков в город прибыло несколько автобусов с беженцами из Еревана, этих лиц называли еразы (ереванские азербайджанцы), они сообщали, что якобы в Ереване по отношению к ним осуществлялось насилие — их выгоняли из домов, избивали, жен и дочерей насиловали», - рассказал ветеран, отметив, что позже рассказы «азербайджанских беженцев» не подтвердились.
«В конце 80-х в Сумгаите работала оперативно-следственная группа под эгидой Генеральной прокуратуры, туда были направлены следователи со всего Советского Союза. Насколько нам известно, в реальности они не выявили ни одного случая о том, что кого-то насиловали или выгоняли из Еревана», — рассказал ветеран спецназа Владимир Мамаев.
После службы он ознакомился с выводами прокуроров, которые позже были обнародованы, говорится в статье.
Как рассказал Мамаев, те азербайджанцы, кому трудно жилось в Армении, кто не имел своего жилья и постоянной работы, воспользовались обострением обстановки в Нагорном Карабахе и, решили приехать к себе на родину, чтобы получить квартиры, найти местечко потеплее.
«По рассказам очевидцев, коренные жители с самого начала относились к ним настороженно, называли их «еразы», то есть ереванские азербайджанцы. Эти «беженцы» сочиняли о всяких «ужасах» в Армении. У них был шкурный интерес. Потом к ним примкнули уголовники. Они легко организовались в различные бригады, которые носились по Сумгаиту, переворачивали автомобили, выясняли, где проживают армяне, грабили квартиры, людей выгоняли на улицу, убивали… Сначала волнения прокатились по Сумгаиту, а вскоре погромы начались в Баку…», - вспомнил ветеран.
Как говорится в статье, решение о размещении бригады в Азербайджане специального назначения, имевшей боевой опыт, было продиктовано событиями в Сумгаите. В начале 1988 года именно в этом городе прошли первые в СССР националистические погромы, направленные против армян. Как отмечает автор, жизнь показала, что это политическое решение было верным. Вскоре личному составу пришлось принимать самое непосредственное участие в наведении порядка в Баку. «В эту межнациональную мясорубку попали и мы. Повидали такого, что даже вспоминать страшно», - вспоминает ветеран спецназа, служивший в Азербайджане.
Кроме секретных операций, бойцы подразделений специального назначения занимались еще эвакуацией беженцев, сопровождением колонн, вывозивших из Баку мирных граждан. Оттуда всех отправляли самолетами в Россию или на Украину. Автор отмечает, что в межнациональную мясорубку попали не только армяне, но и русские, украинцы, евреи...
«Людей мы грузили в самолеты, как в троллейбус. Салоны лайнеров — битком. Чемоданы приходилось сверху забрасывать — прямо на головы стоящих женщин, стариков и детей. Медлить было нельзя, — перед глазами спецназовцев до сих пор эти люди — подавленные, разбитые горем, кричащие от боли и ужаса», - вспоминает ветеран бригады Спецназа ГРУ СССР Владимир Мамаев.
Мамаев отметил, что азербайджанцы угнали много советской военной техники. Солдаты срочной службы, которые охраняли военные объекты и арсенал, порой засыпали прямо на посту, так как сутками были на ногах, без сна и отдыха.
Другой ветеран бригады спецназа Владимир Москалев, также ставший свидетелем погромов, чинимых азербайджанцами против армян и русских в Баку, рассказал: «Уже не помню, в каком районе это было. Не успели подъехать к дому, как на наших глазах бандиты, до этого они уже успели расправиться с семьей, выбросили с балкона маленькую девочку. И кто-то еще упрекает тогдашнее правительство, что зря ввели войска в Баку. Если бы этого не сделали, погибли бы не сотни, а сотни тысяч людей».
Владимир Мамаев, видевший погромы армян и русских со стороны азербайджанцев в Баку, уверен, что был там не зря: «Национализм — это страшно, и когда совершается преступление только из-за того, что кто-то другой национальности, это недопустимо. По моему глубокому убеждению, не могут быть плохими народы, могут быть плохими только отдельные личности».
По словам спецназовцев, в Баку творился полный беспредел. Милиция не имела никакой власти — только военные. Группы так называемого народного фронта Азербайджана поделили город на районы и там творили, что хотели, говорится в статье.
Спецназовцы вспомнили, как погиб их друг, связист роты спецназа Ярослав. Он не остался в ставке Закавказского военного округа, где мог спокойно служить, и попросился к своим ребятам. Ярослав Вакуленко погиб 24 января 1990 года, когда патрулировал один из районов. Заметив какое-то движение после комендантского часа, бойцы зашли в проходной подъезд, а оттуда автоматная очередь. Прапорщик получил два ранения — в голень и бедро, а Ярославу пуля попала в голову. До демобилизации ему оставалось всего три месяца.