КС Армении успокоил омбудсмена. Закон о клевете вполне конституционный
Конституционный суд РА ответил омбудсмену Армении Карену Андреасяну, который ранее обратился в КС относительно рассмотрения конституционности положений гражданского закона «О клевете и оскорблении». Согласно оглашенному сегодня решению, данный закон Гражданского Кодекса РА соответствует Конституции республики.
Отметим, что вердикт суда состоит из 37 страниц и на его прочтение председателю КС Гагику Арутюняну понадобилось около получаса. С основаниями, которые повлияли на вынесение данного решения, можно ознакомиться на официальном сайте КС Армении www.concourt.am.
Напомним, 10 октября Защитник прав человека распространил обращение к СМИ, в котором в частности сообщил, что занимаясь частной практикой и преподаванием, он в свое время предложил идею декриминализации статей о клевете и оскорблении и установления гражданской правовой ответственности. «На самом деле мое предложение было дословным повторением резолюции ПАСЕ от 2007 года. Спустя год и четыре месяца после моего предложения по инициативе ряда депутатов был принят закон, который существенно (может и в лучшую сторону) отличался от моего проекта», – отмечал омбудсмен.
При этом К. Андреасян писал, что хотя он смиренно принимает критику журналистов в свой адрес, однако не может отказаться от следующих положений:
- Свобода слова – очень важная ценность, но столь же важны достоинство и частная жизнь личности (даже нелюбимой Вами).
- Существующее законодательство, в основном, соответствует международным стандартам и при хорошем применении может эффективно гарантировать и право на свободу слова, и достоинство личности.
- Количество гражданских исков само по себе не ставило бы под угрозу свободу слова, если бы эту свободу не ставил под угрозу судья, незаконно и несправедливо применяющий действующее законодательство.
«Недовольство применением действующего закона свидетельствует о том, что незаконно действующий судья компрометирует хороший закон и законодательство Армении, хорошего судью и всю судебную систему, все ветви власти и государство. Для защиты слова сегодня, на самом деле, требуется действенный общественный контроль над применением закона и осуществлением правосудия», – говорилось в обращении омбудсмена.
Резюмируя сказанное, К. Андреасян отмечал, что поскольку его убеждения и идеи могут быть расценены как предвзятое отношение автора законопроекта, и, понимая, что сегодняшнее применение закона судом обусловлено неоднозначными регуляциями закона, он принял решение передать эти опасения на рассмотрение Конституционному суду.