Участник самообороны армян Кировабада: Когда мы консолидируемся в кризисных ситуациях, всегда побеждаем
Эксклюзивное интервью Panorama.am с представителем Общественной организации армянских беженцев «Агазанг» Григорием Оганезовым о самообороне армян Кировабада (армянский Гандзак) во время армянских погромов в 1988 году. По неполным данным, за период 21-27 ноября 1988 года в Кировабаде было убито 18 человек, пропали без вести 60, тяжело ранены- 74. Из Гандзака были изгнаны 45 тысяч армян.
- Мы много говорим о погромах армян в Баку и Сумгаите, но мало что знаем о героической самообороне армян Гандзака, или Кировабада, как его называли в советское время.
- Я был участником самообороны Кировабада во время армянских погромов в 1988-ом году. Сначала в день сумгаитских погромов, события в Кировабаде начали развиваться по тому же сценарию. Армянскую и азербайджанскую часть города разделяла река, и толпа, проникнув в армянский квартал, начала громить все на своем пути. На следующий день местные власти начали вставлять разбитые окна, ремонтировать повреждения, чтобы скрыть последствия. То же самое было в 59-ом году, когда футбольная команда Ленинакана выиграла у Кировабада на местном стадионе, азербайджанцы также начали громить армянский квартал и точно так же местные власти на следующий день ликвидировали последствия. Поэтому к такому развитию событий мы были готовы давно. Потом в городе появились советские военные - молодые ребята, которые понятия не имели, что происходит в городе.
- То есть антиармянские выступления начались задолго до ноябрьских погромов?
- В феврале уже начались открытые антиармянские выступления на телевидении, на предприятиях, детей в школу приходилось провожать и встречать, там их притесняли, армян увольняли с работы. Такая напряженная ситуация была до ноября 1988-го. В середине ноября на площади Ленина в Кировабаде начали готовиться к митингам под экологическими лозунгами. Однако лозунги очень быстро начали меняться на призывы: «Смерть армянам!».
В Кировабаде удалось избежать больших жертв именно за счет правильной самоорганизации и координации действий. Мы постоянно держали связь с другими районами Азербайджана и были в курсе ситуации, где проходят армянские погромы.
- Таким образом, в ноябре вы уже были готовы дать отпор в случае нападения азербайджанских погромщиков? Как проходила организация этого процесса?
- Мы собрались в церкви, организовали инициативную группу, связались с комендантом Поляхом Петром Петровичем, который сразу же приехал к нам. Армяне из азербайджанской части города начали звонить в церковь и просить о помощи, поскольку на руках у азербайджанских погромщиков уже заранее были списки с адресами армянских квартир. Поскольку в городе был объявлен комендантский час, мы попросили у коменданта пропуска и ночью начали тайно вывозить армян из азербайджанского района. За первую ночь удалось вывезти около 70 семей, некоторые выбирались сами и приходили в церковь за защитой и помощью. Беженцев нужно было разместить, раненных лечить, голодных накормить. Общими усилиями удалось организовать сбор одежды, лекарств и питания для пострадавших.
- Были ли зафиксированы документально факты армянских погромов в Кировабаде?
- Мы собрали, задокументировали и передали советскому руководству все факты армянских погромов в Кировабаде. Только заявлений было более чем от 1300 семей, это порядка 5 тысяч человек, при этом в Кировабаде проживало до 50 тысяч армян. Мы составили списки погромщиков-азербайджанцев, которые насиловали женщин, издевались над ними, убивали мужчин. Все эти факты были зафиксированы при медицинском осмотре в военном госпитале и по каждому факту у нас имеются справки. В церкви у нас было более 70 лежачих раненных, еще около 300 пострадавшим мы оказали амбулаторную помощь. Их не принимали в городские больницы, более того, оттуда выгоняли уже лежавших на лечении армян. К примеру, жену директора вечерней школы Петросяна выкинули из больницы с ампутированной ногой.
- Азербайджанцы пытались прорваться в армянскую часть города или погромы осуществлялись только на их территории?
- В первый день ноябрьских погромов азербайджанцы прорвались к церкви, и ушли вглубь армянского района, но получили организованный отпор и убежали обратно в азербайджанскую часть города. Мы сразу же объяснили комендантам, где и как нужно перекрывать подступы к нашим улицам, чтобы азербайджанцы не смогли прорваться. Когда нам выключили телефонную связь, свет и воду, мы попросили у комендатуры рацию, чтобы быть с ними на связи. Ежедневно инициативная группа проводила собрание, координировала действия, оборонялся каждый армянский квартал и улица. В Сумгаите и Баку армянам было сложно самоорганизоваться.
- Была ли организована эвакуация армян из города?
- Никто не думал, что придется покидать Кировабад. Однако после землетрясения в Армении мы поняли, что помощи ждать больше неоткуда и начали сами выбираться, кто как мог. С декабря 1988 по август 1989 вся инициативная группа оставалась в Кировабаде и организовывала эвакуацию армян. В основном все выезжали в Армению и Россию. В Кировабаде была воинская часть, где ремонтировались самолеты и вместе с армянами оттуда выгнали всех русских, которые также пришли к нам в церковь, там были и грузины. Это были погромы не только армян, но всех неазербайджанцев. К нам бежали и армяне с детьми из смешанных семей. Азербайджанцы из Армении, которые обменивали дома с армянами из Кировабада, делали всяческие махинации и наживались на армянах, отдавая право на владение сразу нескольким семьям, и таким образом многие армяне остались на улице, переехав в Армению, увидели, что эти дома уже заняты другими такими же законными хозяевами. Продавать свои квартиры если и удавалось, то раз в 10 дешевле их реальной стоимости. Армян вывозили на междугородних маршрутках из Грузии, которые по дороге грабили азербайджанцы. Был случай, когда пассажиров поезда Баку-Иджеван спустили на вокзале Кировабада, и поезд ехать дальше отказался. Комендант кое-как отправил состав до Газаха, но там состав вновь остановился, тысячи азербайджанцев окружили поезд и требовали выдать армян. Пришлось вернуть поезд в Кировабад, вокзал которого находился в азербайджанской части города и туда также прорывались местные погромщики. Оставлять людей там на ночь было опасно для их жизни, поэтому их также перевезли в церковь.
- Кто координировал армянские погромы в Кировабаде?
- Местное руководство. У меня хранится запись выступления второго секретаря города Кировабад Джумшуда Мамедова на митинге перед соотечественниками, когда он заявил, мол, всего 500-600 армянских семей погромили, подумаешь, большое дело. Даже несмотря на сознательную фальсификацию цифр и их троекратное уменьшение, это все равно звучало чудовищно. Прокуратура зафиксировала массовые погромы в Кировабаде с 21 по 27 ноября, поскольку именно эти даты звучали в призывах руководства Кировабада на антиармянских митингах, но и после этого они продолжались. У нас есть запись, где азербайджанец признается, что их под страхом увольнения и отчисления из вузов заставляли идти на эти митинги. Пропаганда армянофобии там велась на самом высоком уровне. Все эти факты были переданы в союзную прокуратуру и хранятся в архивах.
- Фактически это был первый случай успешной самообороны армян в Азербайджане против озверевшей толпы. Повлияло ли это на дальнейший ход событий?
- Самооборона Кировабада была стимулом для Карабаха. К нам машины с продовольствием шли даже из Степанакерта, мы чувствовали поддержку. Когда армяне в тяжелые моменты своей истории консолидируются, то всегда успешно противостоят опасности и побеждают. Когда уже в самом конце инициативная группа покидала Кировабад, мы закрыли церковь, привезли ключи в Эчмиадзин. Возможности вывезти церковный инвентарь нам не удалось. Готовится письмо в ЮНЕСКО о защите церкви и армянского кладбища, которое разрушают вандалы. Также я готовлю к публикации книгу, где собраны все факты, официальные документы, аудиозаписи и прочие доказательства погромов армян в Кировабаде.
- Известно, что вы также организованно собираетесь в эти дни для поминовения жертв этих страшных событий
- Да. Мы установили хачкар в Цицернакаберде в память о жертвах погрома в Кировабаде и приграничных армянских селах. Каждое последнее воскресенье ноября мы идем туда на церемонию возложения цветов. Послезавтра, 27-го ноября мы собираемся в церкви св. Акопа в Канакер-Зейтуне, наш священник Тер Саак, который был одним из основных участников самообороны армян в Кировабадской церкви, прочтет проповедь, а потом будет церемония возложение венков в Цицернакаберде.