Рим нас встретил… Каким мы его увидели
Самолет вышел из-за туч и вот внизу виден Рим. Как только увидела его, сразу же подумала: это город. И то, что я должна была представить увиденное, лихорадочно заставляло меня сразу находить параллели или описания.
Рим – вот это город… как будто некая материя, называющаяся гармонией, которую замесили и изваяли из нее Это.
Доходящая до странности закономерность. Смотришь сверху и как переданный полотну шедевр, с каждым следующим открывающимся видом находишь его неизведанным и целостным. Думаю, хорошо, что в составе делегации президента РА, посетившей Италию, также мэр Еревана Тарон Маркарян. Однако о впечатлениях можно будет узнать только в Ереване.
Автомобиль с журналистами направляется из аэропорта в Ватикан, где президент Армении Серж Саргсян должен встретиться с Папой Римским Бенедиктом XVI.
Дорога уже, чем ведущая от ереванского аэропорта. Небольшие пробки, большой автобус, узкие улочки… но итальянцев, кричащих как в кино, я не увидела вообще. Вероятно, итальянские сериалы тоже обманывают.
Все здесь доброжелательны. На кого ни посмотришь, улыбается, здоровается. Может мы уже в Ватикане, поэтому?
Еще одно представление разбилось здесь: представление о том, как здесь, наверное, нас будут проверять. Могу сказать, что вошли мы свободно. Нас провели в зал, где должна была состояться встреча Папы Римского и президента Армении. Несколько напряженно и молча мы ждали. Из расположенных напротив друг друга дверей вышли стороны, фотографы активно стали щелкать своими фотоаппаратами. Встреча была более чем интересной и торжественной. Более – это значит видеть все это собственными глазами.
И атмосфера, и встреча были теплыми. Президент Армении и Папа Римский прошли в комнату для беседы тет-а-тет, а мы в это время обменивались впечатлениями. Со стороны послышалась армянская речь. Это “Радио Ватикана”.
Представитель совета армянской общины Роберт Атарян за несколько минут рассказал об их радио. В этом году радио Ватикана исполняется 80 лет, а вещает оно на 44 языках. Армянский отдел радио отмечает 45-летие, ежедневно имеет 20-секундный эфир.
- Двадцать?
- Девятнадцать, - уточнил Роберт и продолжил.
Пока проходила встреча тет-а-тет, он успел вспомнить 2000 год, когда Иоанн Павел Второй и Гарегин Первый подписали документ, в котором упоминается слово “геноцид”.
- Можно считать, что тем самым Ватикан признал Геноцид армян, - заявил Атарян.
Нас пригласили в комнату. Члены армянской делегации по очереди подходили к Папе Римскому и пожимали ему руку, представлялись.
В конце состоялся обмен подарками. Папа Римский внимательно слушал президента Армении. Официальные источники представят более подробную информацию по этой части. Мы опять вышли.
Всем нам подарили католические кресты. Папа Римский дарит его всем посетителям. Сопровождающий нас неожиданно заявил, что возможно Папа Римский примет также журналистов.
- Мейби, - во всяком случае так он завершил свое слово (имени не спросили).
Мы быстренько еще раз уточняем наш “протокол”.
Папа Римский не механически протягивает руку для поцелуя, он внимательно смотрит, слушает представляющего, повторяет, с кем встречается или задает уточняющий вопрос – никого без слова не оставил.
Рим мне начинает нравиться. По-человечески. Армянская община здесь, наверное, спокойно живет: в Риме теплая атмосфера, по-армянски домашняя, но, как будто без проблем по-армянски. По крайней мере, на лице людей их не увидишь.
Эти несколько дней будут очень насыщенными.
Пока президент Армении и члены делегации проводят встречу с госсекретарем Ватикана Кардиналом Тарчицио Бертоне, мы во дворе беседуем с послом Армении в Италии Рубеном Карапетяном.
Посол воодушевлен. Слегка обменялись впечатлениями, рассказали, что готовимся посетить храм Святого Петра, где среди памятников святых есть также памятник Св. Грикору Просветителю. И, что сразу после этого мы посетим
Армянскую католическую церковь Святого Николая в Риме.
- Обязательно напишите об установленном хачкаре, - сказал посол. То, что в центре Рима – колыбели цивилизации – установлен армянский хачкар, говорит о том, что Италия принимает армянскую культуру.
Я бы сказала, фактически она выставляет это на показ. Думаю, член делегации, министр культуры Армении Асмик Погосян еще коснется этого.
Здесь посол также вспомнил об азербайджанцах, потраченных ими огромных суммах для того, чтобы быть представленными, и их безрезультатностью (это вновь в контексте хачкаров).
Посол отметил важность взаимопонимания Италия-Армения, встречи на высоком государственном уровне, которыми знаменуется это взаимопонимание, и наконец, выставку, которая проходит в Италии и называется “Армения. Печати цивилизации”.