Мэт Брайза вновь повис в воздухе
«Чьи интересы защищает «посол на год» – алиевского режима или администрации США?». Ответ на вопрос читайте в нижеследующей статье газеты «Голос Армении».
Как и ровно год назад, в центре внимания СМИ в последнее время оказалось профессиональное будущее бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ, нынешнего "посла на год" в Азербайджане Мэтью Брайзы. Напомним, что, будучи назначенным президентом США послом в Баку в обход Сената, американский дипломат сегодня снова вынужден ждать милостей от сенаторов. До конца декабря его кандидатура должна быть либо утверждена, либо отклонена законодателями, и в случае последнего президент Обама с Госдепом уже ничем не смогут помочь своему выдвиженцу: на этот пост будет предложена новая кандидатура.
Против назначения Мэтью Брайзы, как известно, активно выступают армянские лоббистские организации, считающие, что этот человек не соответствует требованиям, предъявляемым к американским дипломатам, и не в состоянии достойно представлять интересы США. В качестве доказательств еще в течение прошлого года были приведены многочисленные аргументы, а самому Брайзе в ходе слушаний в Сенате были заданы вопросы, на которые он так и не смог дать исчерпывающего ответа. В результате его кандидатура была заблокирована сенаторами Менендесом и Боксер, и Брайза поехал в горячо любимый им Баку послом всего на год. Как дальше сложится его карьера, станет ясно совсем скоро.
В самом Азербайджане по-прежнему не скрывают страстного желания видеть Брайзу "полноценным" послом. Многочисленные комментарии на эту тему в азербайджанских СМИ пестрят негодованием в адрес армянского лобби, которое мешает Баку заполучить Мэта к себе на положенный срок. Более того, проживающие в США азербайджанцы начали кампанию с целью содействия назначению Брайзы и направляют сенаторам соответствующие письма. В бакинской прессе эта возня всерьез преподносится как "борьба азербайджанского лобби с армянским", при этом с восторгом сообщается о "достижениях" на этом пути. В качестве такого приводится, например, сообщение автоответчика сенатора Роберта Менендеса о том, что последний обязательно учтет мнения авторов послания. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось...
Одновременно в Азербайджане не устают повторять, что, дескать, шумиха "армянского лобби" вокруг Брайзы искусственна, поскольку "посол представляет прежде всего интересы своей страны". Спорить с этим трудно, однако яростное стремление Баку заполучить главой американской дипмиссии именно Мэта Брайзу не может не вызывать вопросов о причине подобного пристрастного отношения к супругу Зейно Баран. Безусловно, фигура последней играет здесь не последнюю роль. Однако нетрудно заметить, что в первую очередь сам Мэтью Брайза за год отличился заявлениями, наглядно демонстрирующими причины этой обоюдной любви. Более того, эти заявления свидетельствуют также о том, что свои надежды на утверждение в Сенате американец связывает именно с усилиями официального Баку.
Мы не будем вслед за злыми языками утверждать, что у Брайзы и азербайджанских властей есть общие интересы коммерческо-нефтяного характера. Но тот факт, что их интересы совпадают в вопросе сокрытия истинного положения дел с демократией и правами человека в Азербайджане и имеют под собой весомый политический интерес, доказывают как неприкрытая заинтересованность Баку в Брайзе, так и позиция дипломата относительно внутриполитической ситуации в Азербайджане. Не стоит искать в этой позиции критики азербайджанских властей за нарушения прав человека, а также коренных народов Азербайджана – того, о чем не устают напоминать и заявлять как авторитетные международные правозащитные организации, так и европейские структуры. Мнение Мэта Брайзы в корне расходится с этой критикой, о чем свидетельствует его практическое молчание относительно многочисленных незаконных арестов, нарушений прав собственности, притеснений автохтонных народов и множества других фактов, на которые настойчиво обращают внимание правозащитные организации и межгосударственные структуры.
Взамен Брайза радостно сообщает: США, мол, "понимают, что Азербайджан - особенная страна. И не потому, что она обладает запасами нефти и газа. Здесь другой фактор, предмет для гордости. Это религиозное и культурное разнообразие Азербайджана. Большинство населения здесь составляют шииты, но тем не менее здесь существует атмосфера религиозной терпимости". Кроме того, Брайза не устает заявлять, что Азербайджан "проводит последовательную политику для ликвидации бедности, а также экономические и политические реформы". Не уточнив, естественно, о каких именно политических реформах идет речь.
Не будем приводить другие высказывания посла за уходящий год – они выдержаны в том же стиле и содержат исключительно то, что хочет слышать от него алиевский режим. Но нельзя не отметить главное: та линия, которую проводит Брайза в плане внутренней ситуации в Азербайджане, в корне противоречит позиции не только международных правозащитных организаций и не только позиции Евросоюза, буквально на днях выступившего с очередной критической резолюцией в адрес бакинских властей. Как это ни странно звучит, она противоречит и официальной позиции Вашингтона, в частности, выраженной в недавнем заявлении госсекретаря Хиллари Клинтон, которая, говоря о нарушениях в сфере прав человека в мире, упомянула Азербайджанскую Республику в качестве одного из негативных примеров наряду с Зимбабве. Возникает резонный вопрос: чьим сотрудником является Брайза - администрации Ильхама Алиева или Госдепартамента США во главе с Хиллари Клинтон?
Напомним, кстати, что в начале своей дипломатической деятельности в Баку Мэт сунулся было в Нахиджеван, но получил звучный подзатыльник: его туда просто не впустили. Посол, правда, оказался незлопамятным: он не только не обиделся, но и с тех пор напрочь позабыл, что в стране, где он работает представителем государства - главного поборника прав человека во всем мире, существует такая резервация, Нахиджеван, где властвует самый натуральный беспредел в сфере нарушений элементарных прав человека. Ну а в последнее время Брайза столь же искренне "не заметил" убийства писателя Рафика Таги, о чем Европарламент счел нужным принять целую резолюцию. В свете этих и множества других фактов вопрос о том, почему Брайза идеально устраивает азербайджанские власти, думается, отпадает сам собой.
Если же прибавить сюда нашумевшие сообщения турецкой прессы в августе уходящего года о том, что имя супруги Брайзы фигурирует в документах террористической организации "Эргенекон" в качестве ответственной за внешние связи этой организации, беспокойство сенаторов Менендеса и Боксер выглядит более чем обоснованным. В самом деле, может ли американский дипломат, закрывающий глаза на массовые нарушения прав человека и фактически поощряющий диктаторский режим на деспотию, считаться адекватным и достойным представителем этой страны?
Ответ на этот вопрос, разумеется, находится в компетенции американских сенаторов. Отметим лишь, что за год работы в Азербайджане Брайза дал более чем достаточно поводов для сомнений в собственном соответствии этой должности – причем как служебном, так и нравственном. Этот год также подтвердил, что отношение армянских лоббистов к назначению Мэтью Брайзы имеет под собой куда более "американскую", нежели "армянскую" подоплеку. И это, пожалуй, самый значимый итог его годовой деятельности и самый весомый аргумент в процессе предстоящего обсуждения его кандидатуры в Сенате США.