Турция бросает вызов не только Израилю и Западу, но и Ирану. Мнения экспертов
Турция пытается использовать имеющийся у нее экономический потенциал для реализации своих военно-политических претензий, и тем самым эта страна проявляет агрессивную и самоуверенную политику в региональных вопросах. Об этом в интервью Panorama.am заявил сотрудник Института востоковедения Национальной Академии наук Армении, тюрколог Левон Овсепян.
По его словам, сообщения израильских и арабских СМИ о том, что Турция окажет финансовую поддержку движению ХАМАС и поможет в восстановлении экономики сектора Газа, вполне укладываются в логику политики этого государства на Ближнем Востоке.
«Анкара ставит целью реальными шагами доказать свое влияние и решительность в арабском мире», – пояснил эксперт, отметив, что этим Турция пытается действовать против Израиля и забрать инициативу и лидерство, выступая также против Ирана.
Между тем, по мнению аналитика, на самом деле сложно сказать, в каком виде и в каких сферах будет использована эта материальная поддержка. Не исключается и военная помощь, что может еще сильнее накалить обстановку.
«У Турции довольно богатый опыт по части дестабилизации ситуации в конфликтных зонах, и тому можно привести ряд примеров: Нагорный Карабах, Чечня, грузино-осетинская война и др. Достаточно вспомнить факты поставок вооружения Азербайджану, Грузии, чеченским боевикам, прикрытые под видом вышеназванной материальной и прочей поддержки. В августе 2008г. до начала грузино-осетинской войны министерство обороны России обнародовало факты, показывающие, что Турция выступила в одной из главных ролей по части поставок вооружения этой стране», – подчеркнул тюрколог.
Комментируя эту тему, востоковед Армен Петросян в свою очередь отметил, что стремление Анкары оказать финансовую поддержку движению ХАМАС в таких размерах на самом деле имеет несколько целей и мишеней.
«В первую очередь необходимо сказать, что фактический провал политического мессиджа внешней политики Анкары за последнее время и серьезное недовольство руководств соседних с Турцией стран ее дестабилизирующей и двойственной региональной политикой заставляют это государство искать новые сферы влияния, а также использовать свой экономический и военный потенциал в региональных конфликтах», – отметил А. Петросян.
Продолжив мысль, эксперт уточнил, что подобный шаг Турции направлен: во-первых, против Израиля как продолжение истории с «флотилией свободы» (штурм судна «Mavi Marmara»); во-вторых, данный шаг связан с Ираном и с позицией правительства Турции во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом в отношении сирийских властей. Кроме поддержки экономических санкций Лиги арабских государств в отношении властей Сирии, Турция периодически пытается резкими политическими шагами оказать воздействие на сирийские власти, лишая их тем самым возможности поддерживать антиизраильскую борьбу. Согласно мнению аналитика, зарубежное руководство ХАМАС после ряда шагов правительств арабских стран Персидского залива и после такого шага Турции, под давлением Анкары, в основном покинуло территорию Сирии, власти которой около трех десятилетий давали убежище и оказывали содействие этому палестинскому движению. И в-третьих, речь идет о финансовой помощи в размере 300 млн. долларов, что составляет около половины нынешнего бюджета сектора Газа.
«Предоставление ХАМАС подобного размера помощи укладывается в рамки сегодняшней внешней политики Турции, поскольку это создаст для Анкары существенную возможность вмешиваться во внутренние дела будущего Палестинского государства», – заключил А. Петросян.
Сообщение о предоставлении Турцией финансовой поддержки движению ХАМАС в интервью Panorama.am прокомментировал также доцент кафедры иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян. «Если учесть, что с лета 2011г. Иран в связи отказом движения оказать поддержку ближайшему союзнику ИРИ – сторонникам президента Сирии Башара Асада – прекратил финансовую помощь ХАМАС, то Турция подобным своим шагом станет самым крупным финансовым донором этой организации, которую ЕС и США считают террористической», – отметил эксперт.
Он также подчеркнул, что подобный образ действий Турции является явным вызовом не только Израилю и Западу, но и Ирану.
«Нынешнее руководство Турции с идеологией так называемого „умеренного суннизма” хотя на уровне заявлений периодически заверяет иранскую сторону в дружбе и партнерстве, тем не менее, своими провокационными действиями уже явно старается вытеснить Иран из традиционно считающихся иранскими сфер влияния и политических интересов, в том числе палестинских территорий», – резюмировал В. Восканян.