Действительно ли прекрасна жизнь заграницей усыновленных армянских детей?
“В США убит усыновленный в России 8-летний ребенок: он скончался от многочисленных ножевых ранений”, “В Канаде убит усыновленный русский ребенок”, “Шесть лет длилась судебная волокита по делу двух лесбиянок, каждая из которых боролась за право называться матерью усыновленного ребенка из Казахстана” и др. Подобные новости – об убийствах усыновленных детей, о применении к ним насилия, о действиях нетрадиционной сексуальности, о том, что их, якобы, делали донорами отдельных органов, и обо всем остальном периодически пишет, особенно, русская пресса, а в российских судах множество уголовных дел по этим фактам.
Но в армянских СМИ никогда не было подобных сообщений относительно судьбы усыновленных из Армении детей, такое впечатление, что армянские дети вдали от родины, в отличие от своих российских сверстников, удостаиваются хорошей судьбы и счастья.
Действительно ли это так?
Депутат фракции “Наследие” НС РА Анаит Бахшян заинтересовалась этими вопросами и направила соответствующий запрос министру юстиции РА Грайру Товмасяну для выяснения, действительно ли все настолько прекрасно, насколько можно предположить, исходя из отсутствия неприятных и кровавых новостей.
А. Башхян, в частности, поинтересовалась, сколько детей в последние годы было усыновлено и увезено за границу и какой орган контролирует дальнейшую судьбу усыновленных детей.
Из ответа министра видно, что да, все более чем прекрасно (тьфу-тьфу-тьфу). “До сих пор ни Министерство иностранных дел РА, ни центральный орган (Министерство юстиции – ред.) не получали каких-либо уведомлений о нарушении прав и законных интересов усыновленных детей, случаи возвращения детей не зафиксированы, более того, есть многочисленные факты, отчеты, письма и фотографии о проявленных в отношении усыновленных детей заботе и уходе, о надлежащем исполнении опекунами своих обязанностей”, - говорится, в частности, в ответном письме Г. Товмасяна.
Министр также проинформировал, что центральный орган осуществляет свою деятельность с апреля 2010 г. (информация относительно периода 2007-2009 гг. принадлежит Министерству труда и социальных вопросов РА) и в течение этого года иностранными гражданами было усыновлено 69 детей, из коих 41 девочка и 28 мальчиков, а в 2011 – 63 ребенка, из них 42 девочки и 21 мальчик.
“В то же время, большинство усыновленных иностранными гражданами (среди которых немало армян по национальности или имеющих армянские корни) детей имели проблемы со здоровьем, в частности, чаще встречались такие болезни или физические недостатки, как отсутствие конечностей, расщелина верхнего неба, энцефалопатия (воспаление мозга), гидроцефалия (водянка головного мозга), синдром Дауна, врожденный порок сердца и др.”, - отметил также Г. Товмасян.
Что касается отслеживания дальнейшей судьбы усыновленных детей, то сообщаем, что согласно требованиям ст. 150 Семейного Кодекса РА и решения Правительства 2010 г. номер 269-Н, защита прав и интересов детей граждан РА, усыновленных иностранными гражданами и вывезенных за пределы РА, в границах, установленных нормами международного права, осуществляют консульские учреждения РА, в которых усыновленных дети стоят на учете до своего совершеннолетия.
В чем причина того, что в отличие от детей, усыновленных из других постсоветских республик и удостоившихся несчастной судьбы, армянские дети, да еще и с подобными физическими недостатками не только вызывают интерес и желание усыновить, но и наслаждаются нормальной семейной обстановкой (что предполагается из письма министра)? Может в том, что, как информирует министр Товмасян, среди опекунов немало армян или имеющих армянские корни. Или, в отличие от России и других стран, в которых иностранные граждане усыновляют детей, армянское государство предъявляет гораздо более высокие правовые требования кандидатам в опекуны.
Вопросы, поставленные в статье, вовсе не означают, что представленные выше факты не радуют, что армянских детей не убивают, не избивают или насилуют, или не пускают на органы. Просто есть опасение, в действительности не имеем ли мы дело с недостатком информации или с ее утаиванием. В конце концов, мы же армяне: когда все хорошо, думаем: “Здесь что-то не то”.
Panorama.am еще раз обратится в министерство для получения разъяснений по некоторым вопросам.