Э. Фатуллаев: Венгерские депутаты ПАСЕ требовали исключить Азербайджан из Совета Европы
В рамках зимней сессии ПАСЕ в Комитете ассамблеи по правовым вопросам и правам человека обсуждался вопрос о деятельности докладчика ассамблеи по политзаключенным в Азербайджане Кристофера Штрассера. Как рассказал участвовавший на заседании правозащитник, бывший азербайджанский политзаключенный Эйнулла Фатуллаев, Штрассер заявил, что направил правительству Азербайджана список предполагаемых 70 политзаключенных и хотел бы в рамках своего мандата изучить этот вопрос на месте. Однако официальный Баку препятствует его визиту.
Как передает информационное агентство «Туран», Фатуллаев опроверг сообщения некоторых азербайджанских СМИ о том, что он и другие эксперты подвергли критике деятельность докладчика. «Оценка деятельности Штрассера вообще не входила в мою функцию», - сказал Фатуллаев. Вместе с тем, он высказался за выработку Советом Европы конкретных критериев понятия «политический заключенный» для исключения всяких спекуляций на эту тему и ускорения решения вопроса об освобождении политзаключенных.
Отвечая на вопрос главы Комитета ПАСЕ, кого Фатуллаев считает политзаключенными в Азербайджане, правозащитник ответил, что это 17 «узников совести» признанных таковыми со стороны Amnesty International – то есть активисты уже осужденные в связи с акциями протеста весной 2011 г. Один из них - Джаббар Саваланлы – уже освобожден.
Далее Фатуллаев назвал экс-министра экономического развития Азербайджана Фархада Алиева и его брата, бизнесмена Рафига Алиева, а также экс-министра здравоохранения Али Инсанова. В отношении братьев Алиевых есть решение Страсбургского суда, который постановил, что их аресты были политически мотивированы, а по делу Инсанова в ближайшее время будет объявлено решение уже по существу обвинений. Фатуллаев также считает политзаключенными бывших сотрудников ОПОН Азербайджана Эльчина Амирасланова и еще двух ОПОНовцев, которые ранее были признаны таковыми экспертами Совета Европы.
Фатуллаев также усматривает политические мотивы в арестах активистов Исламской партии Азербайджана и так называемых «узников хиджаба» (их больше 10 человек). Однако, согласно практике международных правозащитных организаций, политзаключенными могут быть признаны лица, в отношении которых уже вступил в законную силу приговор.
По мнению Фатуллаева, деятельность докладчика, несмотря на то, что Штрассер не приехал в Азербайджане, имеет позитивные последствия. Что касается дальнейшей судьбы Штрассера, то решено продолжить обсуждение вопроса о его визите в Азербайджан на следующем заседании комитета ПАСЕ 12 марта.
По словам Фатуллаева, Штрассер заявил ему, что если его вновь не пустят в Азербайджан, он все равно подготовит доклад на основе информации местных правозащитников. Фатуллаев также сообщил, что на заседании Комитета участвовали члены Международной партнерской группы по Азербайджану из числа ведущих журналистских и правозащитные организаций. Он также отметил, что наиболее жесткую позицию в отношении Азербайджана проявили депутаты Германии и Венгрии. Венгерские депутаты даже заявили о необходимости приостановления членства Азербайджана в Совете Европы.