Арабаджян: За год число пользователей широкополосного Интернета увеличилось на 130-150 тысяч
В сфере электронной коммуникации в течение 2007-2011гг. было осуществлено инвестиций на 289 млрд. 4 млн. 159 тысяч драмов. О ситуации в сфере, тенденциях развития и проблемах корреспондент Panorama.am провела беседу с членом Комиссии по регулированию общественных услуг Республики Армения Самвелом Арабаджяном.
-Господин Арабаджян, что показывают исследования, увеличивается ли число пользователей Интернет-связи?
- По состоянию на 1 января этого года число пользователей широкополосного Интернета в Армении составляет 385 тысяч, по предварительным данным – 50 процентов в областях, 50 процентов в Ереване. Общий объем используемого Интернета примерно 23 гигабит. Для сравнения скажу, что год назад объем составлял 10-11 гигабит, а число пользователей увеличилось примерно на 130-150 тысяч. Число пользователей GPRS обусловлено тем обстоятельством, что комиссия приняла относительно учета этих карт решения, согласно которым, не использованные в течение трех и более месяцев карты выходят из базы учета использования. Несмотря на то, что карта может быть активной в течение года. Из-за этого у нас наблюдается спад числа пользователей GPRS на 100-150 тысяч. Обычно GPRS не считается использованием Интернета, поскольку это медленная связь, которой пользуются люди, получающие сообщения или файлы. Нужно ставить акцент на развитие широкополосного Интернета, поскольку во всем мире развитие идет в этом направлении: с внедрением сетей 3G и 4G, так называемый «капельный» Интернет системы 2G теряет свою актуальность.
- Можно ли считать этот рост стабильным?
- Я считаю, что показатель роста 100-150 тысяч в 2012 году довольно реалистичен, поскольку проведенные анализы свидетельствуют, что в свое время у нас был неудовлетворенный спрос на Интернет по нескольким причинам: отсутствие сети, высокие цены и т.д. Сейчас есть два направления – снижение цен и популяризация услуг компаний. Например, компании предоставляют вместе с Интернетом ноутбуки, нетбуки, а это – дополнительные действия, приводящие к стимулированию использования Интернета. Были реализованы и некоторые программы при государственном содействии – «Компьютер для всех» и т.д. Считаю, что есть довольно хорошие предпосылки, и в ближайшие несколько лет эта тенденция будет сохраняться. Радостным является также тот факт, что резко сокращается число пользователей Dial-up, приближаясь к нулю по нескольким причинам. Это не надежный и не высокоскоростной Интернет, содержащий опасности. Во многих странах такой услуги нет. Кстати, мы являемся 5 или шестой страной в мире, применившей технологию LD в Ереване. Таким образом, Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и для удовлетворения спроса в результате конкуренции рождаются новые предложения, что делает Интернет более доступным для населения.
-Есть мнение, что в ближайшее время новые компании в этой сфере не появятся, а часть существующих – объединятся. Что Вы думаете об этом?
-В сфере связи принято, когда маленькие компании объединяются или покупаются более крупными и за счет этого появляется возможность, по сути, увеличить бизнес, и как результат, сократить расходы. Интеграция или объединение с крупными компаниями происходит только в пользу Республики Армения, поскольку срабатывает эффект масштаба и величины. Не следует забывать, что это инвестиция, а также гарантия более крупных инвестиций в дальнейшем, в том числе и культура менеджмента. Эта сфера развивается очень быстрыми темпами. Мы должны суметь внедрить международный опыт в Армению и держать руку на пульсе в плане переподготовки специалистов. Вступление крупных компаний на армянский рынок очень важно и в данном контексте.
-Не отстает ли армянская сфера IT от активных темпов развития?
- Я думаю, что у нас в этой сфере довольно хорошая ситуации. У меня была возможность сравнения нашей сферы связи со многими европейскими странами. И я уже заявлял о том, что по сравнению со многими европейскими странами, качество связи в Армении действительно очень высокое. Не сочтите это за нескромность. Приведу лишь один факт, не все европейские страны могут гордиться тем, что имеют сеть 3G. На мой взгляд, это одно из наших важнейших приобретений за последние годы.
-Пользователи Интернет связи часто жалуются на плохое обслуживание компаний.
- Я в некоторой степени «рад», что есть недовольство, и наши требования постоянно растут. Если вспомнить, что мы имели в этой сфере пять лет назад в плане качества предоставления услуг и обслуживания… Была довольно неутешительная ситуация – черный рынок на улице, непонятные тарифы, элементарная карта стоила 100 долларов. Когда сегодня мы жалуемся, это в первую очередь значит, что сфера претерпела развитие, наши требования постоянно возрастают. Сегодня, вместо прежних 1-2, мы говорим о скорости Интернета 20 мегабит. А подобный спрос заставляет компании быть более внимательными, конкурентоспособными и не расслабляться. С другой стороны, советую, чтобы абоненты до заключения договора с оператором изучили качество и критерии их услуг. Напомню, что комиссия своим решением заставила компании уточнить также минимальную скорость Интернета, нашему примеру последовали и другие страны. Посему, абонент должен правильно сориентироваться, поскольку есть различные предложения, каждый пакет направлен на конкретную группу потребителей, в это заложены определенные расчеты и логика, каждый пользователь должен найти то, что предусмотрено именно для него. А в целом, надежность снабжения выше 97-98 процентов, отключения и их продолжительность – малы.
-Есть ли у Вас какая-либо обеспокоенность относительно этого рынка?
- Как регулирующий орган мы имеем очень серьезную и сложную конкурентную ситуацию на рынке. Моя обеспокоенность связана с тем, чтобы вдруг в результате существующей конкуренции мы не имели демпинговых цен, что в свою очередь может привести к сокращению доходов компаний. На первый взгляд, низкий тариф – это хорошо для абонента, однако в плане долгосрочной политики он может просто привести к сокращению инвестиций, а уже через некоторое время к отсутствию возможности внедрения новых сетей и передовых технологий. Одна из проблем в этом. Рентабельность компаний должна быть разумной, то есть не должна быть столь незначительной, чтобы тормозить инвестиции, и конечно, не быть такой большой, чтобы создавать проблемы для пользователей. Пока я не вижу таких тенденций, однако обеспокоенность, тем не менее, есть.