«Армянский вопрос» возвращается
Наверное, закономерно то, что армянская пресса обратила незначительное внимание на произошедшее 7 февраля в Национальном Собрании Франции бурное столкновение. Ну, произошедшее не было «комментариями», которыми обменялись авторитеты, чтобы их широко освещали и обсуждали, а, может и малоинтересное для армянского общества проявление – напряженность, возникшая в результате концептуально противоречивых представлений о содержании цивилизаций.
«Виновником» был министр внутренних дел Франции, соратник президента Николя Саркози Клод Геан, который 4 февраля заявил, что, по мнению правого большинства, не все цивилизации друг друга стоят. То есть, хоть и завуалировано, однако, по сути, было подчеркнуто и отмечено положение цивилизационного превосходства и подчинения.
Его дальнейшие объяснения, по сути, в содержательном смысле ничего не меняют, что он не имел в виду мусульман-сограждан, принимающих конкретную культуру и республиканскую систему ценностей. Примечательно, что подход Геана обещает быть жизнеспособным, потому что немало тех, кто его принимает. С другой стороны, однако, и противники этой теории немалочисленны. Обвинения последних уже прозвучали: это выражение европейской идеологии, породившей нацистские, концентрационные лагеря.
В данном случае важно учесть то обстоятельство, что это не просто выброшенное на ветер слово соратника Саркози, а проявление хорошо обдуманного, взвешенного подхода. В последний период также были сделаны подобные акценты на эту тему: премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель почти одновременно заявили, что теория мультикультурализма на практике провалилась. Вовсе не исключено, что в ближайшее время в других европейских странах и организациях также «потребуется публичность» мыслей аналогичного содержания той или иной остроты.
Следовательно, это следует принять во внимание и понять, что эти и подобные тенденции не обойдут стороной армянский вопрос, периодически актуализируемый со второй половины 19-го века, который на данном этапе оказался на европейской повестке в лице законопроекта, криминализирующего отрицание геноцидов. Здесь уместно коснуться французской инициативы в том смысле, что независимо от предстоящих в кратковременный период событий вокруг данного законопроекта, армянская проблема возвращается на повестку долгосрочных обсуждений европейской политики, и время от времени она будет затрагиваться по разным поводам и в разных формулировках, на разных площадках. Армянский вопрос вступает в состав инструментов отрицания идеологии мультикультурализма для того, чтобы в случае необходимости быть задействованным. А вот где, на каком этапе политического процесса (до выборов, в плоскости агитационных давлений или по другим поводам) предпочтут его использовать, в большом смысле на данный момент будет иметь преимущественно тактическое значение для авторов инициативы.
В ближайшие годы вопрос будет актуализирован с различной интенсивностью, оказываясь на актуальной повестке западной политики. Так что, по сути, тенденция осознанной или неосознанной актуализации армянского вопроса создаст в Армении фалангу самодовольных сказочников и самопропагандистов, любой повод будет использован для агитации, хотя не столь будет необходимо это, сколь рядом с возможность видеть также вызовы.
С каждым все более четче проявляющаяся в современной европейской политике эта тенденция с той же печатью «модерн» является новым вызовом также для Армении и армянства, и в первую очередь на интеллектуальной плоскости.
Материального и умственного потенциала армян на границе 19-го и 20-го веков не было достаточно для противостояния опасностям, вытекающим из актуализации армянского вопроса.
В 21-м веке опасности не устранились, они просто трансформировались и по-новому проявляются и в цивилизационной, и в политической, и в информационной, и в культурной, и в экономической и военной сферах.
Сказать, что новые вызовы сегодня более осознанны и наблюдательны, чем в свое время были 100 лет назад, будет преувеличением. Думать, что и на этот раз интеллектуальный потенциал недостаточен, будет заблуждением.
У армян сегодня есть государство, оно отныне не сообщество подданных разрушающихся империй, а государство, в отличие от сообщества, обязано иметь политическое планирование, стратегию и осуществляющих качественно эту стратегию. Только это дело не сделается теми, кто оказался рядом с властями, подлизываясь им. На предстоящую игру необходимо явиться с участниками, хорошо осведомленными и знающими европейскую среду.
Предстоящие парламентские выборы - это шанс, не делайте на этот раз, как всегда.