Военный эксперт: Военное столкновение в Иране чревато экологической катастрофой
Сегодня много говорят о возможном ирано-американском или ирано-израильском столкновении. Подобная война не исключена. Многих интересует сравнение военных потенциалов и развитие возможных сценариев в случае военных действий. Конечно, прогнозировать развитие какого-либо сценария военных действий – сложное и неблагодарное дело, однако определенное сравнение потенциалов сделать можно.
Если будет подобная война, то, по всей вероятности, она будет в виде массовых военно-воздушных ударов, свидетелями которых мы становимся в основном в применении со стороны США за последние 20 лет. Участие сухопутных войск в подобных военных действиях может быть очень ограниченным, в основном действия некоторых специальных подразделений. Если учесть, что одной из главных задач здесь будет закрытие Ормузского пролива, не исключены некоторые специальные действия, какими были действия “Prime Chance”, “Praying Mantis” и другие, примененные в 1987- 1989 гг., когда американские специальные отряды специальными превентивными ударами флотилии и воздушных сил нанесли большой ущерб Ирану, захватили нефтяную вышку в районе Ормузского пролива и другое.
Попытаемся понять, какой военный потенциал есть у Ирана для возможной подобной войны. Как уже было отмечено, в подобную войну в основном бывают вовлечены военные силы, морские силы, войска ПВО, широкое применение находят специальные действия, силы и связь РЭП, очень важное значение придается разведке. Привлечение других видов войск бывает крайне ограниченным либо вовсе отсутствует. У Ирана есть порядка 350 единиц военных самолетов типа МиГ-29, Су-24, F-4, F-5, F-14, F-7 и другого типа, которые, однако, уже не могут считаться современными, а американские самолеты, численность которых чуть больше половины, достаточно устаревшие и имеют некоторые технические проблемы. В противовес этому у Израиля есть примерно 500 единиц высококлассных истребителей вида F-15, F-16, которые находятся в прекрасном техническом состоянии, и вообще израильские воздушные силы занимают первое место в мире по уровню своей готовности и боевому опыту.
Иранские воздушные силы технически почти не в состоянии ударить по Израилю, проблему представляют военные самолеты, воздушная заправка и другое. В том случае, когда для израильских воздушных сил это не большая проблема. Израильские воздушные силы могут нанести сверхточные удары по Ирану радиусом до 1500 км, что составляет от Израиля до глубей Ирана. Помимо технических задач для Ирана непреодолимы также территории соседних недружественных стран: Ирака, Саудовской Аравии, Иордана. И это в том случае, когда эти страны могут предоставить Израилю воздушное пространство. Конечно, здесь важную роль играет также ПВО, которая, однако, не такая уж сильная у Ирана. Конечно, в иранской армии есть небольшое число считающихся сравнительно современными российских и китайских комплексов, таких, как китайский вариант C-300 или Top, однако, как мы отметили, их число мало, кроме того, у израильских ВВС есть блестящий опыт борьбы с ними, что было доказано также во время израильско-греческих военных учений, когда израильские ВВС, в основном благодаря РЭП и опытному управлению преодолевали оборону именно этих комплексов. Конечно, могут быть и определенные потери. Думаю, излишне будет уже отметить, что иранская армия серьезно уступает израильской по уровню РЭП, разведки, системами управления и другое. Главной задачей здесь для Израиля может быть нехватка сверхточных средств. В подобных случаях первичному уничтожению могут подлежать аэропорты, ядерные объекты, важные узлы связи и транспорта и пункты управления.
На территории Ирана под удары могут попасть более 100 подобных важнейших объектов, по которым необходимо будет нанести несколько ударов. Для них потребуются не менее 500 единиц современных ракет, которые дорогие. При чем иногда подобные мишени могут находиться глубоко под землей, для уничтожения подобных мишеней у Израиля нет необходимых средств. Здесь Израилю без помощи США вряд ли удастся решить вопрос. То есть, сравнение воздушных сил Ирана и Израиля констатирует о том, что Иран в этом вопросе может проиграть. Морские силы в этом случае не важный фактор и почти не могут играть большой роли. Конечно, здесь появляется главный козырь Ирана – баллистические ракеты, которые долгие годы создаются для достижения Израиля. Однако сообщим, что и здесь нет большого прогресса. Иранские баллистические ракеты класса «Шахаб-3», которые могут достичь территории Израиля, немногочисленны, технически не особо надежны, а неядерная боевая часть очень большая и не сверхточная. То есть, если даже они будут массово запущены, то не все смогут достичь до точки назначения, при достижении могут иметь большие отклонения, а при ударе не нанесут большого вреда. Здесь уже смерть нескольких десятков людей ничего не изменит. К ряду этих «если» прибавим также то, что сегодня Израиль единственное государство в мире, территория которого полностью закрыта противоракетной обороной, то есть большинство достигнутых до места назначения иранских ракет также может быть поражено на высоте 30 км и расстоянии 100 км.
Если знаменосцем войны будут США, то условия полностью изменятся по плохому сценарию для Ирана. Американская флотилия может набрать в регионе до 4-5 групп авианосцев 5-й и 6-й флотилии, что значит около 500 боевых летательных аппаратов и примерно 50-60 различных современных кораблей, на которых могут быть до 1000-1200 крылатых ракет типа BGM-109 Tomahawk. К этому можно прибавить то, что у США есть многочисленные военные базы в Афганистане, Пакистане, Турции, Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Иордании, Израиле и в Индийском океане.
В Бахрейне находится главная в регионе пристань 5-й американской флотилии, в Саудовской Аравии находится региональный центр управления воздушно-космических военных действий. На этих базах США могут максимум за 48 часов собрать до 2000 военных самолетов и столько же крылатых ракет. Если даже половина из указанных военных баз не будет применена по политическим причинам, все равно преимущество сил несравнимо. Не говорим уже об американских бомбардирах B-1, B-2 и B-52, которые могут принять участие в нанесении ударов из США или военной базы Диего-Гарсиа Индийского океана. К США во время этих действий могут присоединиться также другие союзники, от чего соотношение не очень изменится.
Не будут представлять задачу и размещенные глубоко под землей базы, на которые бросают специальные глубинные и сверхтяжелые бомбы. Теоритически у Ирана есть возможность закрытия Ормузского пролива, однако, если учесть то, что американская флотилия уже присутствует здесь, это почти невозможно. Некоторые эксперты утверждают, что американские авианосцы класса Nimitz длиннее их на 300 метров и не смогут маневрировать в подобном маленьком проливе, следовательно, не могут быть применены. Это не соответствует действительности. Во-первых, Ормузский пролив достаточно большой, потом, подобные корабли в основном не нуждаются в движении, а сопровождающие судна – миноносцы, фрегаты и подводные лодки могут обеспечить такое количественное и техническое превосходство, что действия иранской флотилии, мягко говоря, будут нейтрализованы. Говорят также о затоплении американских авианосцев иранскими подводными лодками. У специалистов это может вызвать смех. Даже несколькими ударами 533 мм-ых торпед невозможно затопить подобные судна. Мы не отметили, что здесь все равно главную роль будут играть воздушные силы, а в данном случае сравнения излишни.
Однако поспешим вновь подтвердить, что это чисто технические сравнения, которые иногда во время войны мало бывают связаны с реальной картиной. Конечно, подобными силами Иран практически ничего адекватного не может противопоставить воздушно-морским ударам. Так было в Ираке, Афганистане, Югославии и в других странах. Подобные действия могут длиться от одного дня до одного-двух месяцев. Однако в первый раз эти молниеносные и точные удары могут перерасти в другую войну, которая независимо от воли США или Израиля перейдет в иные плоскости.
Ответные действия могут быть очень болезненными для региона, а также для мировой экономики. Если нанесение массового ракетного удара по Израилю сложная задача, то нанесение подобного удара по непосредственно соседним странам не большая сложность, поскольку у Ирана есть большое количество ракет Шахаб-2 радиусом действия до 500 км и другие ракеты. Мы уже отметили, что Иран в состоянии серьезно способствовать возобновлению замороженных или новых местных проблем. Курдская проблема, Арцахская проблема и другие. Однако все может быть намного тяжелее. В частности, следует учесть, что Ирак, Пакистан и Афганистан имеют большие границы с Ираном. Не исключено, что в этих странах с непосредственным привлечением Ирана начнутся широкомасштабные боевые действия, даже может вмешаться иранская армия. Не будем забывать, что армия вместе с первичным резервом составляет порядка 1 млн. войск, а в Басидже и других подразделениях есть тысячи преданных смертников. Также смертники могут различными взрывами дестабилизировать весь регион, где заключена существенная часть мировых нефтегазовых ресурсов. Нефтяные вышки, терминалы, пристани и другое. Война также может превратиться в крупнейшую экологическую катастрофу, подобная практика уже есть.