Отношения между Ираном и Азербайджаном достигли критической точки. Причины ухудшения двусторонних отношений
В течение последних двух лет стабильно напряженные отношения между Ираном и Азербайджаном постепенно становятся критическими.
Новая волна напряжения ирано-азербайджанских отношений началась после того, как 31 декабря 2010 года в своем новогоднем послании к народу Ильхам Алиев провозгласил себя предводителем всех азербайджанцев мира, что стало предметом резкой критики разных слоев общественности Ирана.
Председатель парламентской комиссии по вопросам внешней политики и национальной безопасности Алаеддин Боруджерди заявил в этой связи, что «подобные вымышленные заявления не новое явление в среде руководства Азербайджана, и это их комплекс неполноценности».
После вышеуказанного заявления Ильхама Алиева экспертные круги и известные СМИ Ирана стали все чаще затрагивать проблемы национальных меньшинств Азербайджана, отмечая, что президент страны, где проживают такие нацменьшинства, как талыши, лезгины, аварцы, таты, и права которых ограничены, просто не имеет права говорить о проблемах азербайджанцев.
Иранский эксперт по вопросам Кавказа, бывший губернатор Ардебиля Мансур Хагигатпур в этой связи заявил: «Предводитель азербайджанцев мира должен быть таким человеком, который полностью владеет историей и цивилизацией, культурой и языком Азербайджана. Между тем Алиев не владеет научными и историческими определениями азербайджанства, поэтому не в состоянии удовлетворить требования и нужды азербайджанцев. Алиев не в курсе исторических фактов и реалий и напомнил, что согласно источникам нынешнее государство Азербайджан создано на исторической территории Аран».
Начальник Генштаба ВС Ирана Хасан Фирузабади в своем заявлении, адресованном Ильхаму Алиеву, вместо названия Республика Азербайджана использовал топоним исторической территории Аран и отметил, что в жилах Аранского народа течет иранская кровь.
Антииранская политика Азербайджана не ограничивается только спекуляцией этническими проблемами тюркоязычных иранских азери, но и, как отмечает иранская сторона, проявляется в фактических действиях, в частности, в школьных учебниках Азербайджана некоторые северные провинции Ирана представляются в качестве части Азербайджана, а недавно депутаты Межлиса Азербайджана выступили с инициативой переименовать свою страну в Северный Азербайджан.
В ответ на эти заявления избранные от Урмии, Тебриза и Ардебиля депутаты заявили, что если ответственные чиновники Азербайджана продолжат свою антииранскую политику, то говорящие на азари депутаты внесут законопроект о пересмотре Туркменчайского договора в повестку заседаний Межлиса ИРИ. И в случае пересмотра исторических договоров территория Азербайджана присоединится к Ирану.
Помимо взаимных обвинений по историческим, культурным, а также этническим проблемам тюркозычных иранских азери, между Азербайджаном и Ираном существует и ряд других факторов, которые являются поводом напряженности в отношениях двух стран. В частности, иранская сторона обвиняет Азербайджан в оказании государственной поддержки антииранским террористическим группировкам «Монафегин» и «Пежак». По данным иранских СМИ, Министерство национальной безопасности Азербайджана сотрудничает с агентами террористической группировки «Монафегин» и «Мосада».
Отметим, что пресс-секретарь министерства иностранных дел Ирана Рамин Мехманпараст, касаясь деятельности террористической организации «Монафегин» в Азербайджане, заявил: «Действия террористической организации «Монафегин» настолько бесчеловечны, что ни одна страна не может поддержать ее. Я надеюсь, что террористическая организация «Монафегин», жертвами деятельности которой стали 12 000 иранцев, прекратит свою деятельность в Азербайджане».
Вооруженные инциденты, которые часто происходят на границе Ирана и Азербайджана, также являются поводом напряженности в двусторонних отношениях.
После того, как 19 октября 2011 года на участке азербайджано-иранской границы вблизи азербайджанской пограничной заставы близ села Аранлы азербайджанские пограничники убили иранского военнослужащего, посол Азербайджана в Иране Джаваншир Ахундов был вызван в министерство иностранных дел, и ему была вручена нота протеста ИРИ.
Командующий пограничной службы полиции Ирана Хосейн Золфагари, осудив действия азербайджанских пограничников, заявил: «Действия азербайджанских пограничников неприемлемы и не поддаются никакому объяснению. В ходе расследования обстоятельств смерти иранского военнослужащего выяснилось, что шаг азербайджанских пограничников был необоснованным, поскольку не было никакой надобности стрелять ему ни в лицо, ни в спину».
Продолжая тему террористических группировок, занимающихся на территории Азербайджана антииранской деятельностью, заметим, что на днях в связи со свободным передвижением в Азербайджане нескольких террористов, связанных с терактами в отношении иранских, посол Азербайджана в Тегеране был вызван в МИД, где ему была передана нота протеста иранской стороны. Генсек МИД ИРИ по вопросам СНГ и Кавказа потребовал, чтобы власти Азербайджана пресекли антииранские действия Мосада на территории их страны.
Обвинения в адрес посольства Азербайджана в Тегеран и на этом не заканчиваются. Заявление советника посольства Азербайджана в Тегеране Эбрагима Хафарова о проведении летом в Баку в дни конкурса «Евровидение» гей-парада также подняло волну недовольства среди иранских СМИ. Зампредседателя комиссии Меджлиса по национальной безопасности и внешней политике Хусейн Ибрагим, касаясь этого вопроса, отметил: «Меджлис не останется безучастным к данной проблеме. Я как член комиссии Меджлиса по национальной безопасности и внешней политике прослежу, чтобы министерство внутренних дел исследовало этот вопрос, и если выяснится, что он гомосексуалист, то при первом же случае азербайджанский дипломат должен быть выдворен из страны».
Проблемы, связанные с деятельностью представителей Ирана на территории Азербайджана, также негативно влияют на двусторонние отношения.
Так, недавно силы безопасности Азербайджана напали на офис духовного лидера Ирана Али Хаменеи в Баку, нанеся значительный ущерб имуществу офиса. Азербайджан ограничивает деятельность иранских представительств в этой стране. Как передают иранские СМИ, министерство иностранных дел Азербайджана официально заявило, что не предоставит визу ни одному сотруднику действующего в этой стране центра культуры Ирана. Кроме того, Азербайджан ограничивает деятельность «Хосейни» (место сбора шиитов для молитвы) при офисе духовного лидера ИРИ в Баку, отказываясь предоставить одному из его сотрудников визу сроком на год.
Серьезные разногласия между Тегераном и Баку существуют также в информационной сфере. Обе страны часто обвиняют СМИ друг друга во вмешательстве во внутренние дела стран. Для проведения переговоров по данному вопросу в 2011 году в Тегеран была командирована делегация, возглавляемая заведующим отделом общественно-политических вопросов Администрации Президента Азербайджанской Республики Али Гасановым. Однако через несколько дней после его визита из Азербайджана с семьей был выселен директор бакинского отделения телерадиокомпании Ирана Ахмад Каземи. А на днях сотрудники Министерства национальной безопасности Азербайджана без какой-либо причины задержали корреспондентов иранского информационного агентства «ФАРС» и телекомпании «Сахар».
Определенные несогласия в позициях Тегерана и Баку есть также по поводу правового статуса Каспийского моря и экологических проблем. У пяти Прикаспийских стран – Ирана, России, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана есть определенные разногласия относительно правового статуса Каспия. Иран предлагает разделить Каспийское море на 5 равных частей, однако Азербайджан и Туркменистан выступают против. В связи с правовым статусом Каспийского моря недавно с заявлением выступил пресс-секретарь министерства иностранных дел Ирана Рамин Мехманпараст, который отметил: «Пока интересы Ирана в вопросе определения правового статуса Каспийского моря не будут максимально обеспечены, Иран не согласится ни на какой-либо вариант разделения моря».
В конце 2011года, когда Иран заявил об обнаружении нового газорождения в Каспийском море, с азербайджанской стороны прозвучали комментарии, что новое газорождение находится на спорных территориях. В ответ на это Национальная нефтекомпания Ирана распространила сообщение, в котором отмечалось: “Обнаруженное в Каспийском море новое газорождение находится в пределах территориальных вод Ирана, и у Азербайджана нет доли от него”.
Председатель Организации охраны окружающей среды при правительстве ИРИ Мохаммад Джавад Мохаммадзаде, говоря об экологических проблемах Каспия, много раз отмечал, что больше всего нефти и газа из Каспия добывают Азербайджан, Туркмения и Россия, однако в результате этой добычи больше всего море загрязняет Азербайджан.
Что касается политических отношений между Ираном и Азербайджаном, то отметим, что контакты в этой области пассивные.
Посол ИРИ в Азербайджане несколько раз официально приглашал Ильхама Алиева посетить Иран, однако президент Азербайджана отвергал все приглашения и на празднование Новруза в 2011 году отправил в Иран вице-премьера страны.
В марте 2011года в Урмии состоялась трехсторонняя встреча министров иностранных дел Ирана, Азербайджана и Турции, по итогам которой страны-участницы договорились провести вторую встречу в октябре в Нахичеване. Однако убийство азербайджанскими пограничниками иранского военнослужащего, а также противоположные подходы Ирана и Турции по Сирийскому вопросу послужили поводом для того, чтобы эта встреча быллаа отложена на неопределенное время.
В начале 2012 года стороны вновь заявили, что отложенная нахичеванская встреча состоится в середине января 2012 года, однако по необоснованным причинам трехсторонняя встреча была отложена и на этот раз.