Рамиль Сафаров: Мое призвание в том, чтобы убить всех армян…
19 февраля исполнилось 8 лет со дня чудовищного убийства армянского офицера Гургена Маркаряна, зарубленного во сне топором с особой жестокостью во время организованных НАТО курсов английского языка в Будапеште. Убийцу – азербайджанского офицера Рамиля Сафарова – на родине не только не осудили, но и героизировали на самом высоком государственном уровне.
«Победа на песенном конкурсе «Евровидение-2011», успех наших спортсменов на международных турнирах, доблесть таких как Мубариз Ибрагимов и Рамиль Сафаров дали азербайджанскому обществу и народу второе дыхание»,- заявил во время выступления на IX Международном летнем форуме ASAIF завотделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов.
Рамиль Сафаров обвиняется по пунктам a. c. d. f. статьи 166 венгерского Уголовного кодекса за совершение запланированного убийства из подлых побуждений, с особой жестокостью и в отношении нескольких лиц.
«Дорогой Рамиль! Поздравляем тебя! Иншаллах, свое 35-летие чтобы встретил в своем родном доме. После знакомства с тобой в венгерской тюрьме и продолжительных бесед, я преисполнена благодарностью судьбе, что так близко знаю столь патриотичного и любящего родину молодого человека»,- поздравление от депутата азербайджанского парламента, члена парламентской делегации в ПАСЕ Ганиры Пашаевой.
Р. Сафаров (протокол первого допроса): «Я жалею, что ни одного армянина до сих пор не убил... Меня армия послала на эти курсы, и здесь я узнал, что с нами на курсах находятся двое армян. Скажу, что во мне против армян зародилась ненависть. Вначале еще здоровались, то есть они здоровались со словами «хелло», но я не отвечал им. Причиной (убийства) было то, что они прошли мимо и улыбнулись нам в лицо. В этот момент я решил их убить, т. е. отрубить им головы (...) на рассвете. 18 февраля, около 19. 00 я решил пойти в магазин "Теско". У меня был нож, но я не хотел совершать убийство ножом. Я подумал, если ножом ударю, тогда он может закричать и звать на помощь, а если топором ударю по голове, то сразу потеряет сознание и легче будет отрубить голову. Хочу заметить, что точильный камень также купил к топору и к ножу... 18 февраля выполнил задание по английскому, потом запер дверь на ключ и стал точить топор, потом вышел в коридор покурить... Я выбрал время под утро, чтобы большинство крепко спали и на шум не реагировали».
Монцилович Горан (Сербия): «... Я встал, вышел из комнаты в коридор. Перед входом на расстоянии 1, 5-2 м от меня стоял обвиняемый. Он стоял напротив меня и двумя руками на уровне груди держал за рукоятку топор. Он дважды спросил меня на английском языке, где армянин. Я также дважды на английском ответил, что не знаю. За это время он провел пальцем по острой части топора и показал мне окровавленный палец».
Обращаясь к следователям во время первого допроса, Р. Сафаров заявил: «Если не сегодня и не здесь, я повторил бы свой поступок в любое время и в любом месте. Если бы здесь было больше армян, я бы всех хотел убить. Жаль, что это первый случай, и я не смог лучше подготовиться к этой акции... Мое призвание в том, чтобы убить всех армян...»
Р. Сафаров родился в 1977г. в Джабраиле. Окончил восьмилетнюю школу. С 1991г. находился в Баку для получения военного образования. По словам Сафарова (протокол второго допроса обвиняемого), «в качестве награды успешному офицеру» его отправили на учебу в Турцию. Обучение в турецких военных вузах продолжалось восемь лет. Сначала военная гимназия в Стамбуле в 1992-1996гг., по окончании - учеба в Военной академии Турции в 1996-2000 гг. «Убивать людей разными инструментами меня научили в Турции. После теоретических занятий практику мы проходили в виде 45-дневной спецподготовки на Кипре» (имеется в виду территория Северного Кипра, захваченная турецкими войсками с 1974г.) (первый допрос Р. Сафарова).
Из заключения медэкспертизы: «Международно принятый проективный метод установил, что Р. Сафаров достиг только уровня интеллекта общеобразовательной школы. По тому же методу уровень интеллекта подозреваемого оценен на единицу по пятибалльной шкале».
В январе 2004г. Рамиль Сафаров и второй азербайджанский офицер Анар Алиев прибыли в Будапешт для прохождения курсов английского языка в рамках программы «Партнерство во имя мира». Азербайджанская пропаганда поспешила раскрутить версию о мифических «стычках» и «провокациях армян», однако ни в одном материале первоначальных допросов, ни в одном из показаний свидетелей нет каких- либо упоминаний о каком-либо инциденте между офицерами. На это указывает и венгерский судья А. Вашкути, ссылаясь на показания второго азербайджанского офицера Анара Алиева.
«Я был в группе сильных, поэтому мы учились в разных группах, а он (Рамиль) - в слабой. Я уже побывал в разных странах, и мне очень важно было хорошо владеть английским языком. Здесь проходили обучение только офицеры, так что я не мог предположить, что из-за местных конфликтов могут быть проблемы. Мне очень важна была учеба, а Рамилю было все равно»,- из материалов допроса А. Алиева.
Рамиль Сафаров был признан вменяемым и осужден на отбыванием пожизненного заключения в венгерской тюрьме с правом подачи прошения о помиловании только спустя 30 лет. Экспертиза признала Р. Сафарова вменяемым, асоциальным, а также установила, что в силу наличия у преступника взглядов расистского характера возможно повторное преступление в его исполнении. Все попытки азербайджанской стороны экстрадировать его на родину были безуспешны. Более того, уже находясь в тюрьме, Р. Сафаров совершил еще одно преступление, набросившись на охранников. Второе уголовное дело было возбуждено по иску тюремных охранников.