Коричневый язык, тактическая ошибка и отсутствие компромисса в АНК
Прозвучавшие в ходе состоявшегося накануне митинга оппозиционного Армянского национального конгресса выступления позволяют сделать ряд наблюдений.
Во-первых, такое впечатление, что в публичных заявлениях деятелей АНК коричневый все более подчеркивается. Ряд выражений: «судный день народа», «конфискация имущества правящих в пользу государства (народа)», «монополия народа в отношении власти» и другое, характерны в первую очередь тоталитарным идеологиям (фашизм, большевизм).
Почему они были введены в оборот на площади Свободы, еще предстоит обсудить (может просто для удовлетворения сиюминутных требований толпы). Но то, что это опасные обещания и формируют опасные ожидания, однозначно. Нет необходимости впадать в подробности относительно того, какие конкретно это опасности (они и сами четко намекают, что конец этого Ирак и Ливия). Просто зафиксируем, что, если делая подобные заявления, деятели АНК даже немного всерьез верят в свои слова, значит, именно начиная с этого момента, они закладывают основы своего ближайшего провала. Общество Армении чрезмерно разумное и зрелое, чтобы не выбрать путь перераспределения собственности и самосуда.
Второе важное наблюдение: АНК повторяет допущенную уже несколько раз ошибку. Если помните, во время участия в выборах совета старейшин Еревана в 2009 году АНК, в лице Левона Тер-Петросяна и других, заявил, что эти выборы для них являются вторым этапом президентских выборов 2008 года. В результате, в контексте объявленного им подхода он проиграл эти выборы, что было просто неизбежным. По той причине, что парламентские выборы (а выборы в Совет старейшин Еревана можно считать таковыми) существенно отличаются от президентских, на них по большому счету побеждают все те, кому удается сформировать фракцию и посредством этого завладеть частью власти. Между тем на президентских выборах, где победитель один, естественно, невозможно разделить власть. И поскольку АНК подошел к этим выборам по логике «все или ничего», в результате лишился всего, потому что на практике на парламентских выборах невозможно взять все. В свое время об этой ошибке много раз говорилось и даже было отмечено, что последствием сформировавшихся в обществе и стремящихся к невозможному ожиданий будет такое же разочарование.
И вот вчера лидеры АНК, не извлекая урока из допущенной в прошлом ошибки, вновь вошли в ту же реку, провозглашая предстоящие парламентские выборы первым этапом президентских выборов. Вновь отметим, что если логика участия в выборах не изменится, то электорат АНК ожидает поствыборный шок и разочарование.
Третье важное наблюдение заключается в том, что в АНК с трудом достигают компромиссов или вовсе не достигают их. Заявление Левона Тер-Петросяна о том, что его уполномочили привести в окончательный вид предвыборный пропорциональный список блока АНК, свидетельствует об одном: собравшиеся в АНК, как минимум в условиях отсутствия Левона Тер-Петросяна, принимая политические решения, не могут прийти к общему знаменателю.
То, что механизм компромиссов заменяется институтом единоличных решений (а это вовсе не первый случай), показывает, что АНК даже в собственных рядах не может обеспечить обещанные им демократию и прозрачность, и очень возможно, что в случае прихода к власти распространит это на всю систему.
А с другой стороны, очевидно, что конкуренция внутри этой силы отныне превратилась в недовольство, единственным инструментом сдерживания которого является воля предводителя. Насколько воля и возможности одного лица будут продуктивными для принятия серьезных политических решений, покажет будущее. Но Тер-Петросян своим же приведенным примером подсказывает возможный результат: если память мне не изменяет, 3 февраля 1998 года указ президента о переходе на классическое правописание не был подписан.