Голосование по скандальному закону о режиме ЧП спикер парламента Армении отложил из-за «плохого кворума»
Причины, заставившие спикера парламента РА отложить сегодня голосование по законопроекту «О правовом режиме чрезвычайного положения», пояснил руководитель фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян.
На вопрос, произошло ли подобное потому, что председатель Национального Собрания Самвел Никоян (член РПА) побоялся, что в отсутствие коалиционных партнеров при голосовании не был бы обеспечен желательный для РПА результат, то есть законопроект не был бы принят, Г. Саакян ответил кратко: «Кворум был плохим».
«За исключением республиканцев, которые были представлены сегодня на 90%, представленность других фракций была очень малой. Поэтому и было принято такое решение», – добавил парламентарий.
Напомним, после бурных дебатов в Национальном Собрании Армении относительно законопроекта «О правовом режиме чрезвычайного положения» этот юридический документ 29 февраля в первом чтении был принят 67 голосами «за», 1 «против», воздержавшихся не было. Парламентская оппозиция в лице партии «Наследие» и АРФ «Дашнакцутюн» в голосовании участия не приняла.
Отметим также, 29 февраля с.г. в НС РА член парламентской фракции АРФ «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян заявил: обсуждения показали, что парламентская оппозиция против принятия Национальным Собранием Армении законопроекта «О правовом режиме чрезвычайного положения» в данной его редакции. Он отметил, что АРФД предлагает вовсе исключить из данного юридического документа применение вооруженных сил в случае ЧП. По его словам, второе предложение оппозиционного АРФД касается роли парламента в случае объявления режима ЧП: парламентарии считают, что у НС должна быть серьезная роль, а законопроект «размывает» этот момент.
«Получается так, что во время объявленного президентом режима ЧП Национальное Собрание должно созвать внеочередной съезд, обсудить и разойтись. И все», – сказал депутат, подчеркнув, что в таких случаях за НС должна сохраняться полноценная роль, обсуждение и принятие проектов, а также возможность объявить недействительным режим ЧП.
А. Минасян, сообщив, что в законопроекте «четко указана возможность применения армии в политических процессах», также добавил: «Исходя из названных предложений и настаивая на нашей позиции относительно того, что армия, согласно Конституции, не может быть вовлечена во время ЧП, мы считаем, что из законопроекта должен быть полностью исключен пункт о применении ВС. АРФД проголосует против законопроекта в данном его виде».
Примечательно, что член парламентской фракции Республиканской партии Армении Рафик Петросян 29 февраля также проголосовал против законопроекта «О правовом режиме чрезвычайного положения». По словам депутата, он был против не законопроекта в целом, а определенных его пунктов. Ранее армянские СМИ цитировали заявление Рафика Петросяна, который, выступая с критикой в адрес данного законопроекта, сказал, что с его принятием НС «превратится в тряпку».
Ранее, 25 февраля, против данного юридического документа выступило и движение «Сардарапат», в заявлении которого выражалась обеспокоенность относительно «антиконституционного и антигосударственного характера» этого законопроекта.
Известно, что данный документ, согласно заявлениям ответственных лиц, которые цитировали армянские СМИ, обсуждался Венецианской Комиссией Совета Европы, а также в Общественном совете Армении, после чего в его текст были внесены ряд изменений. Отмечалось, что законопроект устанавливает: чрезвычайное положение в Армении может быть введено лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную опасность для конституционного строя, в частности, когда делается попытка изменения или свержения конституционного строя силовым путем и присвоения власти, а также при вооруженных мятежах, массовых беспорядках, террористических актах, оккупации или блокаде объектов, действиях незаконных вооруженных формирований, национальных, расовых, религиозных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями и непосредственно угрожают жизни или здоровью людей.
При этом законопроект определяет то, при каких условиях во время режима чрезвычайного положения можно применять вооруженные силы, в частности, армия после введения режима чрезвычайного положения может быть использована только в том случае, если Войска Полиции и структуры Службы национальной безопасности не в состоянии решить поставленных перед ними задач. Кроме того, в случае задействования сил Минобороны РА, на них распространяется тот же порядок, что и на Войска Полиции.