А.Искандарян: Чем больше известных людей будет в списке РПА, тем меньше олигархов пройдет в парламент
Корреспондент Panorama.am провел беседу с политологом, директором Института Кавказа Александром Искандаряном о предвыборных развитиях и стратегии политических сил Армении.
- Господин Искандарян, как Вы оцениваете стартовавшие предвыборные развития?
-Из происходящих в республике процессов самый важный – подготовка к выборам. Хотя предвыборная кампания и не стартовала официально, однако фактически она уже идет. На мой взгляд, самое важное на данном этапе – это конкуренция между группами, партиями и союзами. В Армении есть реальная конкуренция, то, чего не произошло ни в одной из соседних стран – ни в Азербайджане, ни в Грузии, ни в России. Есть политические силы, которые ведут довольно серьезную борьбу друг против друга. Это борьба – реальная, а не надуманная. Она не нарисована на бумаге, вовлеченные в борьбу силы имеют интересы, реально отличающиеся друг от друга. Эти интересы – провести по возможности больше людей в парламент, чтобы иметь соответствующее число депутатов, поскольку политическое влияние зависит от численности депутатов в парламенте, посредством чего можно влиять на принятие политических и кадровых решений.
Довольно часто люди ошибочно думают, что политика – это вопрос идей. Политика – это не вопрос идей, а вопрос задач. «Процветающая Армения» и Республиканская партия Армении также идут за ресурсами. А ресурсы – это влияние на политику, это место в элите, это влияние на политическую систему, кадровые решения, и в целом, в политической структуре. На выборах 2007 года это явление уже имело место, но конкуренция не была столь ясной, и сторон было не так много, как сейчас. Сегодня друг против друга борются больше сил, и борьба более выразительная и прозрачная.
-Известно, что в пропорциональный список РПА включены представители более широкого спектра общества, руководители различных партий, деятели искусства и т.д. Что Вы скажете об этом?
-Чем больше известных людей будет в списке РПА, тем меньше олигархов пройдет в парламент. А это значит уже совсем другую структуру – власть олигархии уменьшится, возможно, они будут оказывать влияние через лиц, представляющих их интересы, однако между их представленностью в парламенте и теми, кто лоббирует их интересы там, есть большая разница. Это другая политическая система.
- Обратимся к состоявшемуся на днях съезду партии «Процветающая Армения», в ходе которого прозвучали критические выступления. Как Вы прокомментируете это?
-Прежде всего, в чем разница между РПА и «Процветающей Арменией». В том, что партия «Процветающая Армения» намного более централизована. Внутри РПА действуют конкурирующие друг с другом бизнес группы, а в «Процветающей Армении» – только одна группа. Это бизнес группа, руководителем которой является господин Царукян, трансформировавший свое политическое влияние в партию. Именно по этой причине «Процветающая Армения» более централизована. Это машина, цель которой провести в парламент по возможности больше людей, чтобы в дальнейшем требовать в политике больше мест. А выступают они с такими заявлениями, потому что идет предвыборная борьба, потому что есть задача привлечь электорат. Это нормальное политическое поведение. Более того, на мой взгляд, эта тенденция еще больше усилится до выборов. После выборов начнется вообще иной процесс, когда нужно договариваться, вступать в коалицию или нет. И это будет зависеть от того, сколько голосов они будут иметь в парламенте. А это уже будет зависеть от того, как они будут работать до выборов.
- Господин Искандарян, а если говорить о сотрудничестве «Наследие»-«Свободные демократы». Что дает сотрудничество этим политическим силам?
-Понятно, что получают «Свободные демократы». Это дает им надежду каким-то образом вступить в парламент. Партия «Свободные демократы» – молодая политическая сила, в такой короткий срок у них не было возможности преодолеть 5% барьер. По этой причине, идти на выборы по списку партии «Наследие», с их точки зрения, – понятная стратегия.
Логика партии «Наследие» – следующая: в стране есть довольно большой оппозиционный электорат, который настроен либерально, но вместе с тем, не готов голосовать за АНК. Это «левоновский» электорат во время предыдущих президентских выборов, который разочаровался в АНК и не хочет голосовать в его пользу. При этом этот электорат начал увеличиваться именно тогда, когда начался диалог между властями и АНК. Люди, настроенные радикальнее Левона Тер-Петросяна, начали покидать ряды Конгресса. Пока неясно, сколько этих людей, однако какая-то масса есть и именно ее нужно привлечь. Ее может привлечь партия «Свободные демократы». Есть традиционный электорат Раффи Ованнисяна, к которому если прибавить этот новый электорат, будет преодолен 5% барьер.
- То есть, задача состоит в том, чтобы не растерять оппозиционные голоса, которые остались вне АНК, и привлечь их на свою сторону?
-Да, задача в этом, однако иной вопрос, согласен ли я с этой логикой, или нет, поскольку, на мой взгляд, их объединение может увести голоса, а не прибавить. Но это мое мнение. Реальный результат будет ясен после выборов. Хотя, «Свободные демократы» в любой ситуации окажутся в выигрыше.