Г. Джангирян направил властям Армении «мессидж» относительно скандального закона о режиме ЧП
Принятый парламентом Армении во втором и последнем чтении 21 марта законопроект «О правовом режиме чрезвычайного положения», который в последнее время был в центре политических скандалов и бурных дискуссий на самых различных площадках, сегодня назвали антиконституционным. Такую оценку озвучил в ходе пресс-конференции в Ереване координатор государственно-правового комитета Армянского национального конгресса (АНК), бывший заместитель генпрокурора Армении Гагик Джангирян.
По его словам, в случае вмешательства вооруженных сил в такие события, которые, например, недавно имели место в Сирии, Египте, «в конце концов гибнут тысячи людей». Он подчеркнул, что в Армении Конституция и конституционные нормы имеют высшую юридическую силу и применяются напрямую.
«Если тот или иной закон противоречит Конституции, то действует Конституция, а не закон или подзаконный акт. Следовательно, власти, как бы они того ни хотели, принятием данного закона не могут избежать антиконституционности вовлечения армии, вооруженных сил в случае режима ЧП. Это им не удастся», – заявил Г. Джангирян.
На вопрос журналистов, собирается ли оппозиционер обратиться в Конституционный суд РА и поднять вопрос соответствия данного закона Конституции, Г. Джангирян ответил: «Надеюсь, что сегодняшняя пресс-конференция подскажет кое-что властям Армении и, пока закон не утвержден, на него будет наложено вето. Если этого не произойдет, то мы сделаем все, чтобы продемонстрировать его антиконституционность».
Представители СМИ поинтересовались также, почему, по мнению Г. Джангиряна, законопроект был принят в преддверии парламентских выборов в стране. Оппозиционер полагает, что в предвыборной суматохе обычно все проходит незамеченным, поскольку «внимание общественности и политических сил в этот период притуплено».
«Это также мессидж обществу, мол, мы ни перед чем не остановимся, будьте добры, ведите себя поосторожней», – сказал Г. Джангирян.
Напомним, 21 марта с.г. парламент Армении 67 голосами «за» («против» и «воздержавшихся» не было) полностью принял законопроект «О правовом режиме чрезвычайного положения». После голосования парламентская оппозиция заявила о своем недовольстве. Свое возмущение высказала секретарь парламентской фракции партии «Наследие» Лариса Алавердян. Она попросила сохранить результаты голосования на табло, затем, подчеркнув, что в зале заседания присутствовали 63 депутата, назвала этот факт позором.
Речь Л. Алавердян прервал вице-спикер НС РА Эдуард Шармазанов, заявив, что отсутствуют также депутаты от фракции «Наследия», а «парламентарии не имеют права покидать зал заседания сразу после голосования». Тем не менее, оппозиционный депутат потребовала назначить повторное голосование, хоть завтра, поскольку, по ее словам, в зале не было такого количества депутатов от коалиции.
На требование Л. Алавердян признать итоги голосования недействительными, Э. Шармазанов сказал: если бы она назвала хоть одно имя депутата, которого не было в зале, однако на табло отразился результат голосования вместо него, то в этом случае, согласно регламенту НС, возможно было бы объявить голосование недействительным, однако, поскольку представитель «Наследия» не озвучивает ни одного имени, тогда голосование остается в силе.
Член фракции АРФ «Дашнакцутюн» Ара Нранян в свою очередь заявил корреспонденту Panorama.am, что на момент голосования в зале находились 63 депутата, из них трое – оппозиционные, и они в голосовании участия не принимали.
Итак, законопроект, голосование по которому не удавалось и 20 марта (сначала был объявлен перерыв, а потом оно было перенесено на среду), в итоге приняли полностью. Но парламентская оппозиция заявила о намерении собрать подписи и обратиться в Конституционный суд РА с целью признания закона антиконституционным.
Отметим, парламентская оппозиция в лице партии «Наследие» и АРФ «Дашнакцутюн» участия в голосовании не принимала и ранее. Так, 29 февраля с.г. в НС РА член парламентской фракции АРФ «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян заявил: обсуждения показали, что парламентская оппозиция против принятия Национальным Собранием Армении законопроекта «О правовом режиме чрезвычайного положения» в данной его редакции. Он отметил, что АРФД предлагает вовсе исключить из данного юридического документа применение вооруженных сил в случае ЧП. По его словам, второе предложение оппозиционного АРФД касается роли парламента в случае объявления режима ЧП: парламентарии считают, что у НС должна быть серьезная роль, а законопроект «размывает» этот момент.
«Получается так, что во время объявленного президентом режима ЧП Национальное Собрание должно созвать внеочередной съезд, обсудить и разойтись. И все», – сказал депутат, подчеркнув, что в таких случаях за НС должна сохраняться полноценная роль, обсуждение и принятие проектов, а также возможность объявить недействительным режим ЧП.
А. Минасян, сообщив, что в законопроекте «четко указана возможность применения армии в политических процессах», также добавил: «Исходя из названных предложений и настаивая на нашей позиции относительно того, что армия, согласно Конституции, не может быть вовлечена во время ЧП, мы считаем, что из законопроекта должен быть полностью исключен пункт о применении ВС».
Примечательно, что член парламентской фракции Республиканской партии Армении Рафик Петросян в ходе первого чтения 29 февраля также проголосовал против законопроекта «О правовом режиме чрезвычайного положения». По словам депутата, он был против не законопроекта в целом, а определенных его пунктов. Ранее армянские СМИ цитировали заявление Рафика Петросяна, который, выступая с критикой в адрес данного законопроекта, сказал, что с его принятием НС «превратится в тряпку».
Ранее, 25 февраля, против данного юридического документа выступило и движение «Сардарапат», в заявлении которого выражалась обеспокоенность относительно «антиконституционного и антигосударственного характера» этого законопроекта.
Известно, что данный документ, согласно заявлениям ответственных лиц, которые цитировали армянские СМИ, обсуждался Венецианской Комиссией Совета Европы, а также в Общественном совете Армении, после чего в его текст были внесены ряд изменений. Отмечалось, что законопроект устанавливает: чрезвычайное положение в Армении может быть введено лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную опасность для конституционного строя, в частности, когда делается попытка изменения или свержения конституционного строя силовым путем и присвоения власти, а также при вооруженных мятежах, массовых беспорядках, террористических актах, оккупации или блокаде объектов, действиях незаконных вооруженных формирований, национальных, расовых, религиозных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями и непосредственно угрожают жизни или здоровью людей.
При этом законопроект определяет то, при каких условиях во время режима чрезвычайного положения можно применять вооруженные силы, в частности, армия после введения режима чрезвычайного положения может быть использована только в том случае, если Войска Полиции и структуры Службы национальной безопасности не в состоянии решить поставленных перед ними задач и есть угроза конституционному строю РА Кроме того, в случае задействования сил Минобороны РА, на них распространяется тот же порядок, что и на Войска Полиции.