«Уродливый» памятник армяно-турецкому сближению в Карсе довел Эрдогана до суда
Скандал вокруг демонтированного в прошлом году в Карсе «Памятника человечеству», который считался символом сближения Турции и Армении, разгорается с новой силой.
Напомним, данный монумент был воздвигнут в 2008г. по инициативе экс-губернатора Карса Наифу Алибейоглу, который выступал за нормализацию отношений между двумя государствами и открытие армяно-турецкой границы. Первичное наименование произведения было «Памятник дружбы и мира с Арменией», однако после ряда резких отзывов выбрали абстрактное название «Памятник человечеству».
Решение же снести 35-метровый монумент было принято в начале 2011 г. после визита в Карс премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Турецкий премьер заявил, что памятник «уродлив», «безобразен» и не вписывается в архитектурный образ города. Он поручил главе местного муниципалитета снести монумент и разбить на его месте парк. При этом особо подчеркнул, что распоряжение должно быть выполнено к следующему его визиту в Карс.
Уже 1 февраля 2011г. состоялось заседание муниципалитета города, в ходе которого было принято решение о сносе памятника. По словам мэра Карса Невзата Бозкуша, которого цитировали СМИ, статуя якобы была возведена без необходимого разрешения Верховного совета по охране памятников, именно поэтому Совет постановил принять меры. По данным газеты Hurriyet, он даже заявил: «Мне стыдно, что символом нашего города является такой уродливый памятник». С такой позицией категорически не согласился экс-губернатор Карса Наифу Алибейоглу (он проиграл выборы в 2009г.), но его мнение не сыграло никакой роли в принятии решения.
После этого автор скульптуры Мехмет Аксой подал в суд на городской муниципалитет, а затем уже предъявил иск против премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана, в котором особо оскорбительным моментом был расценен эпитет главы правительства в отношении памятника «уродлив».
Как пишет сегодня турецкое издание Hurriyet, в ответ на иск М. Аксоя адвокат Эрдогана направил в суд письмо, в котором говорится, что истец не может никому навязывать свои эстетические вкусы. Юрист утверждает, что данное заявление премьера полностью относилось к месту и форме расположения памятника.
«В словах моего подзащитного не было ничего оскорбительного ни в адрес скульптора, ни в адрес памятника. А слово „уродлив”, как отмечается в словаре инспекции Турции по языку, имеет также значения „очень странный, непривычный”, и именно в этом смысле оно и было употреблено премьером», – отмечается в послании адвоката.