Глава Полиции Еревана Н. Назарян: Активистам в сквере Маштоца «будет дан соответствующий ответ»
Если собравшиеся в ереванском сквере Маштоца активисты и «бригада по демонтажу» попытаются демонтировать установленные на данной территории торговые павильоны, то правоохранительные органы пресекут подобные действия и не допустят этого. Об этом журналистам заявил начальник Полиции Еревана Нерсик Назарян.
«Полагаю, что они не пойдут на такой шаг, поскольку понимают. И омбудсмен к ним обращался, и мы объясняли, что их действия будут незаконными. Мне кажется, они рассудительны и осознают, что такого делать нельзя», – заявил Н. Назарян.
Он отметил, что они будут блюсти общественный порядок, а в случае незаконных действий «будет дан соответствующий ответ». На уточняющий вопрос представителей СМИ, означает ли это возможность применения силы, Н. Назарян ответил: «А для чего существует полиция? Если будут незаконные действия, то полиция может предпринять средства противодействия».
А какие средства предпримет полиция в том случае, что активисты заявляют о круглосуточном пикете в сквере? На этот вопрос Н. Назарян сказал, что правоохранительные органы начнут дежурство и, в случае надобности, круглосуточное дежурство, если же активисты решат оставаться здесь на протяжении месяцев, тогда то же самое сделают полицейские.
«Мы не только будем защищать интересы собственников, но и безопасность нашего народа», – пояснил Н. Назарян.
Отметим, что в сквере Маштоца в Ереване сегодня многолюдно. Здесь собрались члены бригады, специально сформированной для демонтажа «скандальных» торговых павильонов, в их числе и известный режиссер Тигран Хзмалян (общаться с корреспондентом Panorama.am он пока отказался). Пришли также активисты-экологи, представители партии «Наследие», Офиса защитника прав человека. За ситуацией следят несколько десятков стражей порядка во главе с замначальника Полиции Еревана Робертом Мелконяном.
Как передает корреспондент Panorama.am, здесь стоят постеры с надписью «Сквер принадлежит нам», «Время самоопределившегося гражданина». В руках некоторых полицейских специальные щиты.
Между тем, атмосфера накаляется. Несколько человек в униформе вступили на территорию сквера, а в это время собравшиеся активисты дружно скандировали: «Де-мон-таж! Демонтаж!» Одновременно сотрудники правоохранительных органов продолжают извещать собравшихся о том, что их действия неправомерны и могут привести к ответственности. Однако собственно работы по демонтажу пока не начались.
Напомним, в сквере Маштоца в центре Еревана в последнее время проходит акция протеста экологов и представителей общественности против переноса сюда ларьков с улицы Абовяна. Участники данной акции отмечают, что эта территория является зоной общественного пользования, и они не допустят ее превращения в собственность, поэтому сперва даже не пропускали к парку строительную технику. За порядком вынуждены следить полицейские.
Еще 8 марта активисты «захватили» один из строящихся в сквере павильонов. Они объявили о формировании «свободного и справедливого гражданского суда», добавив, что по решению этого «суда», имущество павильона находится под арестом до оглашения приговора. Активисты экологического движения также потребовали объявить весь центр Еревана зоной, которая подлежит специальной охране, а от полицейских – «защитить права женщин». Активист экологического движения Мариам Сухудян даже озвучила ультиматум правительству республики. А 10 марта участники сидячего пикета в сквере Маштоца выступили с таким заявлением: «Первое публичное заседание независимого и справедливого гражданского суда состоится 13 марта в 13:00 в сквере Маштоца. Первым будет рассматриваться дело относительно защиты публичной территории и собственности в сквере Маштоца. Общественность выступит против городских властей. До оглашения приговора решением суда имущество в сквере будет взято под стражу».
12 марта Полиция Армении выступила с заявлением относительно ситуации в сквере Маштоца в Ереване. Отмечая, что правоохранительные органы не уполномочены ставить под сомнение правомерность выданного мэром Еревана и нигде не оспоренного решения о строительстве, что входит в компетенцию Административного суда РА, Полиция «предупреждала, что проведение акций с целью незаконного, самовольного демонтажа павильонов не защищено правом на свободное проведение собраний».
Согласно заявлению, самовольные действия во время подобных акций, которые не приведут к уничтожению чужого имущества, тем не менее повлекут административную ответственность, а в случае аналогичных действий, причинивших существенный вред, они будут квалифицироваться как преступление. Отмечалось, что Полиция РА обязана следить за тем, чтобы все без исключения лица, совершившие административные нарушения и преступления, были привлечены к ответственности, соразмерной совершенным деяниям.
13 марта участники сидячего пикета провели в ереванском сквере Маштоца первое заседание «Независимого и справедливого гражданского суда», за которым следили стражи порядка. В ходе мероприятия один из активистов Ваграм Согомонян заявил: «Здесь мы имеем дело с злоупотребление должностным положением, которое сопряжено с защитой сугубо личных интересов частных лиц в ущерб общественным интересам жителей Еревана. Требуем признать недействительным все эти решения, найти ответственных и наказать, восстановить общественную зеленую зону, согласно порядку, установленному законодательством Республики Армения».
Отметим, что на заседании «суда», которое проводили протестующие против размещенных в сквере ларьков истцы, ответчик – представители мэрии Еревана – отсутствовал, хотя, согласно утверждениям организаторов, был надлежащим образом извещен. Между тем, в ходе мероприятия истцы вновь озвучили свои доводы относительно того, что размещение торговых павильонов на этой территории незаконно, точно так же, как осуществляемое здесь строительство: все это проводится без согласия общественности, не проводилось никаких слушаний на этот счет, как того требует закон, тем самым нарушаются требования Конституции РА, подписанной Арменией Орхусской конвенции и ряда других нормативных актов.
Председатель заседания «суда» в сквере – юрист Артур Григорян – заявил тогда, что им «не дают возможности защищать свои права в судебном порядке», суд отказывается начинать производство по таким делам, как например, Техут, Студенческий парк, «не дается возможность опротестовать незаконное решение чиновника в судебном порядке». При этом он сообщил присутствующим «радостную новость»: «Мы просили президента не подписывать законопроект „Об экспертизе воздействия на окружающую среду”, который приняло Национальное Собрание РА и отправило в администрацию президента. Президент его не подписал и вернул в НС. Это исключительный случай, поскольку в истории независимой Армении было лишь 3-4 случая, когда президент не подписывал и возвращал обратно. Мы достигли четких успехов».
Отметим, что дело, действительно, получило столь громкий общественный резонанс, что в итоге проблемой занялся лично президент РА Серж Саргсян, который и поручил ответственным разобраться с этой ситуацией.
Между тем, 28 марта активисты экологического движения, протестующие против размещения павильонов в ереванском сквере Маштоца, направили открытое письмо начальнику Полиции Армении Владимиру Гаспаряну, сообщив, что 31 марта демонтируют ларьки. Они требовали обеспечения свободного прохождения 10 граждан к павильонам для осуществления работ по демонтажу, а также соблюдения общественного порядка в ходе работ и безопасности лиц, осуществляющих эти работы.
Однако омбудсмен Армении Карен Андреасян в тот же день выступил с предупреждением: «Оказывая посильную поддержку деятельности активистов-экологов в процессе размещения павильонов в сквере Маштоца и выражая готовность совместного поиска путей решения проблемы, я в то же время призываю участников инициативы воздержаться от попытки предпринять по собственной инициативе действия по демонтажу павильонов, принадлежащих частным юридическим лицам, что может быть расценено как действия, прямым образом противоречащие требованиям законодательства Армении, и повлечь соответствующие им правовые последствия». Кроме того, он призвал сограждан продолжить борьбу за свои убеждения и взгляды исключительно в рамках правовых процессов, используя все средства, разрешенные законом.