А.Маркаров: Новшеством на этих выборах стало объединение малых политических сил
Корреспондент Panorama.am провел беседу о предвыборных развитиях в Армении и стратегии различных политических сил с политологом Александром Маркаровым.
- Господин Маркаров, как Вы охарактеризуете предвыборные процессы в Армении?
-Ситуацию в Армении можно охарактеризовать как начало предвыборной кампании, то есть, речь идет о старте электорального цикла, который начинается парламентскими выборами и продолжится президентскими. В этот период наблюдаются довольно интересные развития в контексте возможности формирования трехформатной коалиции. Сюрпризов, по сути, не было, поскольку выдвинулись все политические силы, выдвижение которых ожидалось. Соперничество между различными партиями фактически идет в двух направлениях. С одной стороны разворачивается предвыборная борьба за проправительственный электорат – в рамках трех партий, с другой стороны, идет борьба против оппозиции.
Другим новшеством на этих выборах является то, что в отличие от предыдущих парламентских выборов, когда внепарламентская оппозиция неоднократно пыталась попасть в парламент при помощи отдельных партий, в этот раз мы видим объединение этих сил как логическое развитие после выборов 2008 года. Фактически, благодаря объединенной оппозиционной коалиции «Армянский национальный конгресс» становится парламентским. Еще один коалиционный альянс представляет список партий «Наследие»-«Свободные демократы». Это вариант, посредством которого предпринята попытка совместно преодолеть 5% барьер. Они не пошли по пути формирования союза, поскольку преодоление 7% барьера труднее, хотя и заявляют, что претендуют на 20-25% мест в парламенте. Естественно, каждая партия ставит для себя более высокую планку.
- Если сравнивать списки партий… К примеру, Республиканская партия Армении включила в пропорциональный список представителей различных слоев населения, а о списке АРФ «Дашнакцутюн» говорят, что в нем представлены не столь известные деятели. Как Вы оцениваете это?
-РПА позиционирует себя, как партия, обладающая влиянием, и этот шаг направлен на то, чтобы избиратель видел, кто включен в список, что делает его более привлекательным. Естественно, что выбор, зачастую, делается не на основе изучения программ, ведь для многих определяющим являются имена и сама предвыборная кампания. То есть, насколько убедительной будет та или иная партия, чтобы привлечь на свою сторону не определившихся избирателей.
Что касается АРФ «Дашнакцутюн», то здесь несколько иная история, поскольку учитывая характер этой партии, у нее довольно стабильный электорат, для которого имена могут быть не столь важны. В условиях постоянной позиции и программных положений АРФД, смена имен, с одной стороны, предоставляет возможность для вступления в политику молодого поколения, с другой стороны, это можно рассматривать как попытку мобилизации внутрипартийных достижений.
- А что Вы скажете о списке «Наследия», в который на равных условиях вошли члены партии «Свободные демократы»?
- «Наследие» и «Свободные Демократы» попытались составить союз равных и отразить это в структуре пропорционального списка. То есть, в него по очередности включены представители двух партий, плюс здесь есть также представители общественного поля, посредством чего предпринимается попытка продемонстрировать, что в этом объединенном альянсе все являются полноправными партнерами. То есть, согласно логике равных партнеров, эти две силы теоретически согласовали свои программные положения.
- Приведет ли этот шаг «Наследия» к тому, что на выборах эти партии наберут больше голосов?
-Ожидание связывается с тем, что благодаря альянсу «Наследие» сумеет набрать больше голосов среди протестного электората, чем количество голосов избирателей самой партии «Наследие». К предполагаемому 3-5% электорату «Наследия» прибавится новый. А что касается партии «Свободные демократы», вряд ли она сумела бы достичь результата, участвуя в предвыборной борьбе отдельно. На мой взгляд, здесь роль ведущего принадлежит «Наследию».
- В данном смысле интересен также список АНК, в котором представлен ряд партий…
-В АНК все ясно, в списках нашло место основное зерно, которое было в движении, их представители. Тот вопрос, кто на каком месте находится, может говорить если не о существующих внутри АНК противоречиях, то, по крайней мере, о программных разногласиях. Или если подойти несколько иначе, можно сказать, что позиция в том, чтобы создать более эффективную парламентскую фракцию для плодотворной работы небольшой группы. То есть логика здесь в том, что верхнюю часть списка представляют люди, способные работать в парламенте более эффективно.
- Господин Маркаров, на всех предыдущих выборах в республике черный PR играл очень важную роль, Как Вы думаете, на этих выборах будет так же?
- Черный PR полезен тогда, когда представляя, используя соответствующие технологии против соперника, вы вместе с тем представляете ваш конструктивный образ. Только черный PR не может дать вам того результата, который вы ожидаете.
С одной стороны, да, есть зерно, тот электорат, который уже определился, а с другой стороны, есть не определившийся электорат, за голоса которого идет соответствующая борьба и здесь более целесообразно использовать не отрицательные, а позитивные элементы, более привлекательные, убедительные для этого электората. Можно использовать черный PR и для определившегося электората, который в процессе предвыборной кампании возможно и изменит свое мнение.
Однако однозначно таких избирателей незначительное число. Сегодня общая тенденция, по сути, показывает, что примерно 60% населения готовы участвовать в выборах и большинство уже сориентировалось в своем выборе.