Томас де Ваал: Азербайджан не способен реализовать свои большие внешнеполитические амбиции
Несмотря на то, что Азербайджан стал непостоянным членом Совбеза ООН, а казна страны полна нефтегазовых доходов, ее положение в мире вряд ли стало легче, чем 20 лет назад. Отношения с западными странами можно описать как деловые, зависящие от энергоресурсов, а статус страны – транзитный маршрут в Афганистан. Азербайджанцы винят армянское лобби в своих сложных отношениях с Вашингтоном, между тем официальные лица в США заявляют, что отношения с Азербайджаном неплохие, но и не будут становится лучше, пока Азербайджан настолько далек от демократии. Об этом пишет эксперт Фонда Карнеги Томас де Ваал в своей статье «Азербайджанская дилемма», опубликованной на сайте известного американского журнала о международных отношениях «The National Interest».
В статье отмечается, что Азербайджан имеет сложные отношения со всеми своими соседями: конфликт с Арменией, напряженные отношения с Ираном и Туркменистаном, скрывающая бесконечные подозрения дружба с Россией и постоянное недопонимание в отношениях с якобы близким тюркским двоюродным братом - Турцией.
Даже отношения Азербайджана с ближайшим соседом — Грузией, и те не без проблем. Так, выступая в парламенте Азербайджана в марте этого года, президент Михеил Саакашвили раскритиковал внешнюю политику России, чем вызвал гнев некоторых азербайджанских парламентариев. Более того, плохо была воспринята и фраза основателя первой азербайджанской республики Мамеда Эмина Расулзаде, которой Саакашвили заключил свое выступление. Расулзаде был лидером партии «Мусават», которая в настоящее время является ведущей оппозиционной силой в Азербайджане. Нынешняя правящая элита Азербайджана предпочитает не прославлять его публично, отмечает де Ваал.
Азербайджану приходится платить и за свои отношения с Израилем. Обе страны подчеркивают свою про-западную ориентацию во внешней политике и противостояние радикальному исламу. Отношения с Израилем стали причиной разногласий с Турцией. Так, посол Турции в Баку в прошлом году заявил, что азербайджанцы должны оказать поддержку Анкаре в споре с Израилем. Кроме того, сотрудничество с Израилем привлекает враждебное внимание со стороны Ирана.
В январе Азербайджан вступил в Совет безопасности ООН, и это означает большую ответственность, пишет американский эксперт, отметив, что как сказал ему один западный дипломат в Баку, «ты можешь прятаться на Генеральной Ассамблее ООН, но ты не сможешь спрятаться в Совбезе», имея ввиду, что теперь азербайджанцам придется принимать участие в таких вопросах, как Сирия, где они, возможно, предпочитали хранить молчание.
«Намного легче заявлять о больших внешнеполитических амбициях, чем реализовывать их. Возможности превышены. В новом Азербайджане есть много людей, которые хорошо умеют зарабатывать деньги и вести дела, но лишь ограниченное число людей несут на себе ответственность ведение скоординированной внешней политики», - пишет Томас де Ваал.
В то же время, Баку становится менее прозрачным. Иностранные гости и дипломаты жалуются на сложность получения доступа к правительственным чиновникам, принимающим решения, и изо всех сил пытаются понять стратегию правительства.
Как отмечает де Ваал, в этом контексте, вероятно, крупнейшее внешнеполитическое испытание для Баку после окончания армяно-азербайджанской войны в 1994 году: как справиться с надвигающимся кризисом вокруг Ирана — своего идеологического противника. Иран имеет влияние на десятки мечетей и десятки тысяч исламистов в Азербайджане, которые могут пошатнуть азербайджанское государство. Кроме того, Иран предоставляет жизненно важную экономическую и энергетическую связь с Нахичеванской автономной республикой Азербайджана.
В январе Азербайджан заявил, что его правительственные сайты были атакованы иранскими хакерами. Этим воспользовался один азербайджанский парламентарий, предложив переименовать страну в «Северный Азербайджан», подразумевая, что азербайджанские провинции Ирана таким образом станут «Южным Азербайджаном». К счастью, ситуация была улажена, пишет Томас де Ваал. При этом автор отметил, что в случае возникновения больших проблем, Азербайджану окажется в непривычном затруднительном положении и ему придется искать пути, чтоб получить необходимую помощь.