МИД НКР: Именно операция «Кольцо» резко повысила уровень напряженности в регионе
Информационное управление МИД Нагорно-Карабахской Республики выступило с комментарием, в котором, в частности, отмечено:
«В конце апреля - начале мая 1991 года отряды милиции особого назначения (ОМОН) МВД Азербайджана при поддержке сил внутренних войск МВД СССР приступили к осуществлению широкомасштабной карательной операция «Кольцо», суть которой состояла в изгнании армянского населения из Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и некоторых регионов Северного Арцаха (Ханларский, Дашкесанский, Кедабекский и Шамхорский районы бывшей Азербайджанской ССР).
В результате данной операции были полностью опустошены, разрушены или заселены азербайджанцами десятки армянских населенных пунктов. Десятки тысяч людей были депортированы, сотни погибли. Именно операция «Кольцо», отличавшаяся беспрецедентной жестокостью и массовыми нарушениями прав человека, резко повысила уровень напряженности в регионе и перевела карабахский конфликт в военную плоскость.
В докладе миссии СБСЕ от 28 февраля 1992 года отмечалось, что «особо серьезная эскалация имела место в апреле-мае 1991 года, когда советская армия при участии подразделений МВД Азербайджана депортировала армян из многих деревень региона. Депортация проводилась с особой жестокостью».
События, происходившие в ходе операции «Кольцо», нашли отражение в документах нескольких международных организаций, стали предметом слушаний в Комитете по правам человека Верховного Совета Российской Федерации и получили оценку в резолюциях Европарламента и Сената США.
Правозащитный центр московского общества «Мемориал» констатировал грубейшие нарушения основных прав человека: «Грубо нарушалось право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, применялись пытки, производились произвольные аресты и задержания, совершались многочисленные имущественные правонарушения. Массовый характер приобрела практика депортации населения. Особо циничный характер этим нарушениям придает тот факт, что массовое насилие над мирным населением совершалось правоохранительными органами. Ответственность за это лежит как на высшем руководстве Азербайджанской Республики, МВД и КГБ Азербайджана, так и на руководстве МВД, Министерстве обороны СССР, командовании внутренних войск МВД СССР. Эти преступления бросают тень и на высшее руководство СССР».
1 мая 1991 года Сенат США единогласно принял решение, осуждающее преступления, совершенные властями СССР и Азербайджана против армянского населения. В решении, в частности, осуждались «нападения на невинных людей, женщин и детей в Нагорном Карабахе, прилегающих к нему армянских населенных пунктах и в Армении; широкомасштабное применение военной силы, а также обстрелы безоружного населения на восточных и южных границах Армении» и содержался призыв «положить конец блокадам и другим формам применения силы, а также террору, направленному против Армении и Нагорного Карабаха».
25 мая на рассмотрение заседания Четвертого съезда народных депутатов РСФСР был внесен проект заявления в связи с обстановкой, сложившейся в ряде регионов Армении и Азербайджана, который был принят подавляющим большинством голосов. В заявлении, в частности, отмечалось, что «в соответствии с международно признанными нормами и соглашениями по правам человека необходимо немедленно прекратить депортацию мирного населения, освободить заложников и передать подследственных по делам, связанным с вооруженными столкновениями, в ведение Прокуратуры СССР».
Тем не менее, совершенные в ходе операции «Кольцо» преступления не получили должной политической и правовой оценки международного сообщества, а организаторы и исполнители остались безнаказанными. Это стало прецедентом для новых военных преступлений и бесчеловечных акций Азербайджана против мирного армянского населения.
По сей день депортированные жители не имеют возможности вернуться в собственные дома и не получили какой-либо компенсации.
С сожалением приходится также констатировать, что о подвергшихся депортации в ходе операции «Кольцо» армянских селах не упоминается ни в одном из документов, предлагаемых международными посредниками для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта».