Л.Алавердян: Партия «Наследие» могла бы одержать большую победу, если бы продолжала путь с людьми, к которым привыкло общество
Корреспондент Panorama.am провела беседу с секретарем парламентской фракции партии «Наследие» Ларисой Алавердян.
-Госпожа Алавердян, прежде чем перейдем к вопросам, не могу не отметить, что Вы в свое время спрогнозировали то, что произошло и как-то отмежевались от всего этого…
-Я очень сожалею, что дала столь хороший прогноз.
-Но на самом деле, Вы ожидали, что произойдет именно это?
-Если речь идет о партии «Наследие», то да. Я была уверена, что общественное ожидание, сформированное командой «Наследия» в 2007 году, было совершенно иным, чем тот принцип, который был заложен в 2012 году в основу формирования союза партий «Наследие» и «Свободные демократы». Мое несогласие изначально было принципиальным. Не говоря о том, что не прошли в парламент мои молодые коллеги. На мой взгляд, для общества этот шаг был очень неожиданным.
-Речь идет о совместном списке партии «Наследие» и «Свободные демократы»?
-Вообще, объединение с какой-либо партией, тем более в такие сроки, было неожиданностью для общества. Общество, что бы мы ни говорили, во всех случаях нуждается во времени для формирования доверия, даже если в человеческом, кадровом плане это решение было правильным. Чтобы восприниматься обществом, нужно время, особенно в преддверие выборов. На мой взгляд, партия «Наследия» должны была сохранить верность своей политике и тем людям, с которыми была на протяжении пяти лет. Потому что, члены «Наследия» на самом деле были теми людьми, которые находились в течение пяти лет рядом с людьми, в обществе.
-А сегодня зерно этой политической силы, в том числе в Вашем лице, выбыл из политической борьбы, а также потерял возможность быть рядом с обществом.
-Не то, что мы выбыли, просто эти политические технологии чужды мне, и я, по сути, вне этих технологий.
-Госпожа Алавердян, Вы после Вашего решения встречались или беседовали с Раффи Ованнисяном?
-Нет. Потому что это очень принципиальный вопрос… Я придерживаюсь мнения, что нынешняя партия «Наследие» могла бы одержать большую победу, если бы продолжала свою политику…
-То есть то, к чему привыкло общество?
-Да.
-И с теми лицами, к которым привыкло общество?
-Это очень важно. Сколько бы мы не говорили о прагматизме, опыт показал, что нужно быть рациональным, то есть умным. А прагматизм – очень изменчивая категория, и не понятно, в чем здесь заключался прагматизм.
-Вы можете каким-то образом оправдать лидера партии?
-Честно говоря, в отличие от многих, я не вижу здесь чисто фактор Раффи. Прежде всего, я как человек, находящийся в течение долгих нет на руководящей должности, всегда относилась к себе следующим образом: «Если победа – то это победа команды. Если есть упущения или поражение, то виноват руководитель». Но так я отношусь сама к себе. В данном случае политическая сила имела возможность более детально и глубоко рассмотреть предложение, которое внес глава партии. То есть, в данном случае, коллегиальные обсуждения, видимо, должны были быть на более высоком уровне, и здесь каждый должен был высказать свои «за» и «против», а также нести свою долю ответственности.
-Тем не менее, я бы хотела знать, Вы можете как-то оправдать Раффи Ованнисяна, который отдал Анаит Бахшян, Армену Мартиросяну такие места пропорционального списка, которые были непроходными, тем самым, толкнув их на борьбу по мажоритарной системе, где конкуренция была на неравных условиях? Не думаете, что лидер партии прекрасно понимал, что по мажоритарной системе они не пройдут в парламент?
-Чтобы ответить на этот вопрос, я должна его понять и осмыслить. К сожалению, меня, по крайней мере, не просветили, я не в курсе, чем можно объяснить данный политический шаг. Посему, хотела бы избежать каких-либо резких высказываний…
Однако я очень сожалею, на самом деле. Во мне превалирует чувство сожаления: если это ошибка, то мне жаль, что она произошла, а если это расчет, то я тем более, сожалею об этом.
-То есть эти люди не должны были становиться жертвой ошибки или расчета?
-Да… Я вижу здесь нечто подобное… но повторяю, я неоднократно заявляла, что, несмотря на свой опыт, мне есть чему учиться у своих коллег.
-Госпожа Алавердян, тем не менее, Вы хотели бы быть в парламенте? Вы видите себя в парламенте нового созыва?
-Конечно, нет. И когда я говорю «нет», это не всеотрицающее отношение, а просто моя проактивная позиция.
Я считаю, что впредь необходимо отказаться от любого непрофессионального шага со стороны гражданского общества. Конечно, в политическом контексте мы имеем прогресс, поскольку десять лет назад такое число наблюдателей не освещали выборы в Армении, но должна отметить, что становится более искусным тот слой, который вводит общество в заблуждение, и в данном случае я использую довольно мягкую формулировку. Наблюдатели сегодня должны были уточнить, что в день выборов не сформировалась достаточная база аргументаций, которая могла бы послужить основой для правовых выводов. Все остается на уровне чисто филологических, качественных заявлений и оценок.