Р. Газиев: До падения Шуши комендант города встречался с Гейдаром Алиевым, а после стал замминистра обороны
Моральная ответственность за поражение в Шуши лежит на всех азербайджанских политиках начала девяностых, заявил телеканалу «Объектив ТВ» Рагим Газиев, на момент Шушинской операции занимавший должность министра обороны Азербайджана.
Как передает азербайджанское агентство «Туран», Газиев отметил, что против него не выдвигалось обвинений в государственной измене. Ему инкриминировалась халатность (статья 255 б бывшего УК АР), присвоение государственных средств в особо крупных размерах (88 прим.) и 220.2 (незаконное хранение оружия).
Во время суда было много разговоров о причастности Газиева к сдаче территорий Карабаха в обмен на президентское кресло. Эти и другие обвинения, включая обещание «пустить пулю в лоб» в случае потери Шуши, не имеют под собой обоснования, - сказал Газиев.
Он отметил, что незадолго до падения Шуши, 29 апреля и 1 мая 1992 года военный комендант этого города Эльбрус Оруджев и глава местной исполнительной власти Низами Бахманов были на приеме не у руководства Азербайджана, а у тогдашнего главы Верховного совета Нахичевана Гейдара Алиева.
По состоянию на 7 мая 1992 года в распоряжении Шушинской комендатуры азербайджанской армии было 1645 человек, 3 танка, 8 БМП, 20 минометов калибром 82 мм, множество единиц стрелкового оружия, 12 тыс. снарядов под БМ-21 («Град») и другое вооружение. Комендант Шуши Эльбрус Оруджев не мог на суде ответить на вопрос, почему в городе, на момент его сдачи, осталось менее сотни человек, почему с оборону держал только «частный» батальон героя Азербайджана Рамиза Гамбарова.
Зато впоследствии, при занявшем кресло президента Азербайджана Гейдаре Алиеве Оруджев стал генерал-майором и заместителем министра обороны республики. По логике вещей, он тоже, как и некоторые другие должностные лица, должен был привлечен к уголовной ответственности, - сказал Газиев.
В начале мая 1992 года во главе Азербайджана было постсоветское руководство, Газиев же представлял НФА и подчинялся Народному фронту. По его словам, Абульфаз Эльчибей был слабовольным президентом, но вменяемым руководителем, и Газиев до конца отстаивал его позицию. Однако руководство страны в феврале 1993 года отправило его в отставку, что приблизило приход к власти Гейдара Алиева, - сказал Газиев.