Г.Керян: В ближайшие три-четыре месяца политическая жизнь в Армении будет довольно скучной
Корреспондент Panorama.am провел беседу с политологом Гариком Керяном о внутриполитических развитиях после парламентских выборов в Армении и поведении политических сил.
- Господин Керян, как Вы охарактеризуете поствыборные процессы в Армении?
-Я бы выделил в основной характеристике ситуации два аспекта. Первый – поствыборные размышления, переоценка политическими силами своей деятельности. Многие сейчас размышляют о том, что было правильным в их успехе, и что неправильно в неудаче. Наблюдается перерасстановка сил вокруг предстоящих действий. Это поствыборная атмосфера. Однако, в целом, сейчас спокойная стартовая ситуация, которая весьма характерна для периода, предваряющего президентские выборы. Мне кажется, что в ближайшие три-четыре месяца политическая жизнь в Армении будет довольно скучной, без каких-либо серьезных событий. По всей вероятности, активизации какой-либо политической силы или политического деятеля не будет до ноября. Возможно, до октября мы будем наблюдать довольно унылый политический период, то есть, лишенный серьезных потрясений и сенсаций.
- На Ваш взгляд, будут ли изменения в стратегии партии «Процветающая Армения»?
-В обществе идет некая дискуссия вокруг феномена «Процветающей Армении». Основной вопрос в том, является эта политическая сила оппозицией или нет? Чтобы выйти из этой ситуации Вардан Осканян заявил, что «Процветающая Армения» не оппозиция, а альтернатива. Это новая политическая категория, однако, если являешься альтернативой чему-то, то идешь по пути несогласия с тем, что есть. Но в заявлении Осканяна примечательно не само слово альтернатива, а то, что он как бы дает понять, что партия «Процветающая Армения» не будет оппозицией. То есть отказ от формирования коалиции еще не значит идти на такую конфронтацию или избрать такой резкий политический стиль, которого придерживался, к примеру, Армянский национальный конгресс в течение всего периода предвыборной кампании. А что будет в дальнейшем, зависит от того, будет ли соблюдать «Процветающая Армения» подписанный год назад меморандум, согласно которому партия обязалась в 203 году защищать кандидатуру Сержа Саргсяна.
- А чем обусловлено, будет действовать меморандум или нет?
-Это обусловлено, к примеру, тем, будет ли полностью удовлетворять вступление в возглавляемое Республиканской партией Армении правительство целям и стремлениям «Процветающей Армении». Возможно, после президентских выборов произойдет новая перерасстановка политических сил.
- Вы считаете возможным вступление «Процветающей Армении» в коалицию до выборов?
-До выборов это исключается. Обычно после президентских выборов правительство обновляется. И если во время выборов идет сотрудничество вокруг кандидата, то после выборов формируется коалиционное правительство. А если не будет достигнуто согласие вокруг выдвижения кандидата, то, естественно, «Процветающая Армения» до следующих выборов останется вне состава коалиции.
- Есть разговоры о форматах возможного сотрудничества между АНК, АРФ «Дашнакцутюну или той же «Процветающей Арменией». Вы считаете это реальным?
-Нет, я не считаю это реальным, поскольку хотя эти силы и не являются членами коалиции, они не «могут вариться вместе в одном котле». Здесь речь идет не только о разнице в идеологии и стиле работы, что довольно очевидно, но и о людях, которые возглавляют эти силы. Совместна работа, скажем, депутатов от АНК, АРФД и «Процветающей Армении» в одном парламентском альянсе невозможна, поскольку они отличаются и по своим взглядам, и по социальному положению, и по идеям, и по стремлениям. Субъективный фактор очень важен. Одинаковая программа, идеология не всегда делают возможным объединение политических сил. Однако очень возможно, что во время обсуждения отдельных законопроектов в парламенте будет сформирован совместный оппозиционный союз. Это будет эпизодическим сотрудничеством, а стратегическое – нереально. Кроме того, крупный оппозиционный альянс невозможен и по той причине, что РПА сотрудничает с каждой из этих сил отдельно и обладает рычагами воздействия на них. Помимо всего, на оппозиционном поле актуален вопрос лидерства, а партия «Наследие» имеет серьезные амбиции в этом вопросе и пытается обогнать АНК. Мы видели, что сотрудничество этих двух политических сил не получилось и до выборов. Есть много причин, подсказывающих, что против РПА в парламенте не будет сформирован крупный альянс, однако эпизодическое сотрудничество возможно.
- Господин Керян, если рассматривать поведение АНК, то хотя эта сила и бросалась в глаза политической активностью, сейчас она проявляет определенную пассивность. Чем это обусловлено?
- Это обусловлено результатами выборов. Не получился тот результат, которого они ожидали. Если в 2008 году АНК имел 300 тысяч или более голосов, которые могли обеспечить АНК на парламентских выборах до 30% голосов, то сейчас этот показатель довольно скромный. Не следует забывать, что значительная часть отделилась от АНК в виде партии «Свободные демократы» и сейчас сотрудничает с «Наследием». Любая политическая сила, успешная или неуспешная, всегда имеет свой политический пик. Пик АНК как оппозиционной силы прошел.
- То есть АНК нуждается в изменении стратегии?
-Знаете, все зависит о того, выдвинет ли Левон Тер-Петросян свою кандидатуру на президентских выборах 2013 года, кто будет основным оппозиционным оппонентом Сержа Саргсяна и кто объединится вокруг него. Если АНК не сможет вступить в предвыборную борьбу в том же масштабе, что в 2008 году, значит, в течение ближайших 4 лет будет заниматься более спокойной деятельностью в парламенте. Но я не недооцениваю АНК, поскольку это единственная радикальная оппозиция и ее деятельность содействует становлению в Армении оппозиции как института.