Никакого политического подтекста в акции членов Палаты адвокатов Армении против Кассационного суда нет – Г. Товмасян
В ходе состоявшегося накануне в президентской резиденции совещания по судебно-правовым реформам обсуждались также проблемы, ставшие причиной нашумевшей акции членов Палаты адвокатов Армении против Кассационного суда РА.
Председатель Палаты адвокатов Армении Рубен Саакян после совещания заявил, что на совещании было отмечено наличие «проблем, связанных с законодательными пробелами и не позволяющих Кассационному суду РА действовать четко в своих решениях». Р. Саакян сообщил, что для решения проблем президент Серж Саргсян дал распоряжение внести определенные изменения в программу судебно-правовых реформ. Кроме того, на совещании было предложено до сентября обсудить все вопросы, разработать план необходимых мероприятий и добиться того, чтобы причин для проведения аналогичных акций у адвокатов впредь не было.
Р. Саакян, отвечая на вопрос корреспондента Panorama.am, не означает ли это, что наметилось решение волнующих адвокатов проблем, сказал: «В любом случае, полагаю, что забастовка адвокатов дала свои позитивные результаты. Кто бы что ни думал, я считаю именно так. Если бы никакого обсуждения не было, судьи бы подумали работать как-нибудь иначе». Глава Палаты адвокатов также подчеркнул, что решения всегда существуют, главное – желание решить проблемы. «Думаю, что это обсуждение вызвало у всех подобное желание», – резюмировал Р. Саакян.
Прокомментировать все это корреспондент Panorama.am попросил также министра юстиции Армении Грайра Товмасяна.
– Раз уж свыше 500 адвокатов проводят акцию протеста, не кажется ли Вам, что в системе действительно существуют проблемы?
– У нас трехступенчатая судебная система, и мы должны привыкнуть и понять, в чем состоит роль Кассационного суда. Скажу вам, что проблема существует не только в Армении, но и во всех странах, совершивших переход к трехступенчатой судебной системе. Всюду столкнулись с проблемой четкого определения того, что принимается на производство, а что нет, и Армения в этом отношении не исключение. Согласно международным стандартам, есть две ступени обжалования судебных решений. Наша судебная система дает эту возможность – первая инстанция и апелляционная. А такого, чтобы третья инстанция должна была непременно брать дело на производство и рассматривать его, нет. Это концепция существования Кассационного суда. А если модель судебных издержек у нас пока не совершенна, скажем, например, для адвоката, не хочу приписывать это всем, то… То есть, имеют место явления затягивания дела, доведения его до кассационной инстанции. Не желательно было бы видеть, взаимные обвинения. С одной стороны, должен быть повышен авторитет судебной власти, решения должны быть такими, чтобы внушали доверие всем субъектам, ясными и определенными. С другой, адвокаты должны четко понять, что не все дела должны доходить до Кассационного суда.
– Выходит, что адвокаты своими шагами наносят вред репутации судебной системы?
– Я не могу такого сказать. Я лишь говорю, что у нас есть проблема в судебной системе – как в плане становления института адвокатов, так и судебной власти и правоведения. Например, в обсужденной на совещании у президента программе реформ есть также положения, касающиеся юридического образования.
– Советник председателя Кассационного суда РА Сергей Марабян ранее заявил, что акция членов Палаты адвокатов Армении против Кассационного суда республики носит политический характер. Вы согласны с этим утверждением?
– Никакого политического подтекста я в их акции не вижу.
Напомним, еще 26 мая группа членов Палаты адвокатов Армении обещала выступить с заявлением относительно своего недовольства деятельностью Кассационного суда РА. Данная проблема даже стала предметом самых бурных дискуссий, в том числе в социальных сетях. Более того, была создана специальная группа, куда вошли адвокаты Геворк Гёзалян, Айк Алумян, Ара Зограбян, Карен Межлумян и Лусине Саакян. Еще тогда Г. Гёзалян сообщил агентству «ФактИнфо» («Пастинфо»), что в случае, если предложения адвокатов будут проигнорированы, они начнут акцию протеста. По его словам, данная инициатива находит поддержку большинства представителей адвокатской сферы в республике.
Уже 5 июня группа членов Палаты адвокатов Армении заявила о проведении 11 июня однодневной забастовки. «Осознавая, что забастовка является одной из самых крайних мер проявления нашего протеста, тем не менее, мы решили пойти на этот шаг, поскольку все предпринятые нами разнородные меры (жалобы в различные органы, публикации в СМИ и др.) не только не исправили ситуации, но просто были проигнорированы», – говорилось в заявлении. Как сообщили в Палате адвокатов, целью забастовки является привлечение внимания судебных властей к существующим проблемам.
В заявлении адвокатов уточнялись причины данной акции протеста: «Известно, что еще с 2007г., для реализации установленных согласно Конституции РА новых полномочий Кассационного суда в Судебном кодексе РА, кодексах судопроизводства был закреплен новый порядок принятия исков на производство. Начиная с того момента и по сей день, Кассационный суд РА, пользуясь неопределенностью норм принятия исков на производство, не единожды проявлял своеволие при применении данного закона, в результате чего нам до сих пор неизвестен хотя бы один судебный акт, в котором решение о принятии на производство кассационной жалобы было бы обосновано. Известны многочисленные случаи возврата кассационных жалоб, в то время как составленная по тем же нормам кассационная жалоба иного субъекта была принята к производству. Даже если исключить версию о наличии коррупционных явлений на стадии принятия кассационных жалоб к производству, то применяемые Кассационным судом двойные стандарты как минимум не устраняют сомнений тех лиц, кто склонен думать, что в основе подобного двойственного подхода лежит коррупция».
Адвокаты напоминали также обещание действующего председателя Кассационного суда РА Армана Мкртумяна в кратчайшие сроки устранить порочную практику принятия жалоб на производство и подчеркивали, что момента его озвучивания прошло 4 года, однако ничего не изменилось.
Еще одной проблемой в заявлении назывались порой противоречащие друг другу решения Кассационного суда, причем без обоснования того, почему отклоняются от собственных прецедентов, имевших место ранее. Отмечалось, что вся эта ситуация, «создавшаяся правовая неопределенность и непрозрачность оставляют у общественности негативное впечатление о судебной системе». Более того, считают юристы, ответственность за все проблемы и упущения в нижестоящих судебных инстанциях, органах следствия и пр., за «усугубляющийся день ото дня кризис судебной системы» также несет Кассационный суд РА.
7 июня Кассационный суд РА ответил на заявление группы Палаты адвокатов Армении. В ответе Кассационного суда РА отмечалось, что исходя из содержания и стиля изложения заявления, они вынуждены принять «обеспокоенность авторов по поводу возникновения сомнений у клиентов адвокатов в их компетентности, поскольку создается впечатление, что авторы либо не в курсе структуры судебной системы и конституционного статуса Кассационного суда, либо специально пытаются его исказить».
В заявлении Кассационного суда подробно излагались для юристов как проведенные в судебной системе реформы, так и требования европейских стандартов, с детальным указанием соответствующих документов, по пунктам давались ответы на все обвинения из заявления адвокатов. «Призываем адвокатов, явившихся авторами заявления, не выступать с голословными утверждениями и сфабрикованным поведением оказывать давление на судебные власти», – говорилось в ответе Кассационного суда РА.
12 июня, комментируя состоявшуюся днем ранее забастовку и даже озвучиваемые угрозы голодовки, советник председателя Кассационного суда РА Сергей Марабян заявил, что акция членов Палаты адвокатов Армении против Кассационного суда республики носит политический характер. «В профессиональном плане представленные заявления выходят за рамки правовой сферы и носят политический характер. Они всего лишь бунтуют, что похоже на безосновательное обливание властей грязью. Мне бы хотелось, чтобы они представили истинные мотивы своих действий, поскольку заявленное ими неопределенно. Они не могут бастовать против суда, как, например, против своего работодателя, поскольку состоят с судом в иных отношениях. Они должны были назвать свои действия не забастовкой, а акцией протеста, что уже говорит об их профессиональном уровне. Эта акция направлена на то, чтобы Кассационный суд оставил в стороне качественную сторону и перешел к количественной», – отметил С. Марабян.
По его словам, целью акции адвокатов является создание у собственных клиентов впечатления, что они действовали в соответствии с законом. Более того, С. Марабян сомневается в том, что в акции участвуют именно 540 и более адвокатов: «Цифра не доказана».
«Цену на иск в Кассационный суд РА устанавливает адвокат, поскольку он считается предпринимателем. Стоимость здесь колеблется от 500 до 10 тысяч долларов, в зависимости от дела. Клиент платит заранее, а когда суд пишет, что иск не мотивирован, он требует у адвоката вернуть ему его сумму», – пояснил представитель Кассационного суда.
Что касается заявления адвокатов, что Кассационный суд принимает на производство мало исков, то С. Марабян назвал это нормальной практикой во всем мире. Он сообщил, что вопрос рассмотрения иска судом, его обоснованности решается на заседании, но не судебном, а совещательном, за закрытыми дверями. «По решению Конституционного суда Кассационный суд должен обосновать свои решения, но каким образом, не установлено. Кассационный суд установил свою практику: опровержение приведенных доказательств как основание для отказа», – сказал С. Марабян, добавив, что акция адвокатов не может привести к изменениям в деятельности суда.