Влияние Баку на мусульман Грузии заметно ослабилось. Напряженность в отношениях соседей анализируют эксперты
Корреспондент Panorama.am побеседовала с экспертом по вопросам Грузии Аликом Эроянцом и исламоведом Саргисом Григоряном на тему открытия 27 июня в Тбилиси представительства Управления мусульман Кавказа, целей и функций этой структуры.
По мнению Алика Эроянца, данное событие не удостоилось бы пристального внимания общественности и не стало бы предметом обсуждений, если бы не одно примечательное обстоятельство. В начале мая 2011 года в Грузии было создано Управление мусульман Грузии, основная цель которой – решение проблем мусульманской общины страны и управление мечетями.
«Таким образом, эта структура наносила вред авторитету Управления мусульман Кавказа, поскольку в прошлом эти полномочия принадлежали именно ему, а после создания новой структуры влияние Баку на мусульман Грузии заметно ослабилось. Именно это обстоятельство породило большое недовольство у руководства Управления мусульман Кавказа, которое раскритиковало руководство Грузии, обвиняя их в создании преграды между Азербайджаном и азербайджанцами Грузии», – отметил эксперт.
По его словам, грузинская сторона на это никак не отреагировала. «Более того, 5 июля 2011 года в парламенте Грузии был принят законопроект о придании религиозным единицам статуса юридического лица, и Управление мусульман Грузии 24 августа получило этот статус. До этого, 12 июня состоялись выборы руководящего органа, где главным муфтием был избран Джемал Паксадзе, который не был азербайджанцем», – проинформировал А. Эроянц.
Специалист также подчеркнул, что с данным фактом не смогло примириться руководство Управления мусульман Кавказа, после долгой борьбы и с помощью больших финансовых средств основавшее в Грузии представительство, которое, по сути, попытается противопоставить себя уже действующему Управлению, и приобрести прежний контроль и власть.
«Управление мусульман Грузии (УМГ) спонсируют власти Грузии, а укрепление позиций Управления мусульман Кавказа (УМК) не исходит из интересов руководства Грузии, и то обстоятельство, что глава УМК Аллахшукюр Пашазаде пытается с новым размахом вторгнуться в Грузию, конечно, неприемлемо для грузинской стороны. Так что, нельзя исключать, что противоречия между этими двумя структурами в дальнейшем могут перерасти в напряженность между двумя соседними странами», – отметил эксперт.
Между тем, исламовед Саргис Григорян сообщил, что число проповедующих ислам граждан Грузии превышает 500 тыс., большая часть которых последователи шиитского направления (в большинстве азербайджанцы), однако есть и сторонники других направлений ислама, которые по этническому составу разнообразны – азербайджанцы, аджарцы, абхазы, чеченцы и др.
«Представители УМГ не раз заявляли, что они не зависят от УМК, и стремятся объединить мусульман Грузии, а главный муфтий УМГ, суннит Джемал Паскадзе заявлял, что грузинские сунниты и азербайджанские шииты решили создать единое управление для решения проблем мусульман Грузии. По мнению главы УМК Аллахшукюра Пашазаде, создание УМГ было „неверным шагом”, указывая на то обстоятельство, что в составе руководства этой структуры нет азербайджанцев, а также серьезных религиозных специалистов. Подобное поведение Пашазаде свидетельствует о том, что он не желает терять влияние на мусульман Грузии», – пояснил С. Григорян.
По его словам, ясно, что недовольства против УМГ будут направляться из УМК. «Необходимо отметить, что открытие представительства УМК в Грузии свидетельствует об активизировавшихся в обществе этой страны теологических брожениях, в которые активно вмешивается УМК во главе с Аллахшукюром Пашазаде», – заявил эксперт.