Для проникновения на территорию Сирии «Аль-Каида» использует все возможные пути и призывает к джихаду
На днях министр иностранных дел Ирака Хошиар Зибари на пресс-конференции в Багдаде заявил, что большое число боевиков «Аль-Каиды» перешли с границы Ирака в Сирию для планирования и осуществления террористических действий. Он также заявил, что они всегда предупреждали сирийскую сторону об активном пересечении сирийской границы радикалами (http://pik.tv/ru/news/story/42017-v-sirii-deystvuiut-boyci-al-kaidi). Еще зимой лидер «Аль-Каиды» Аиман Аз-Зауахири заявил, что организация будет содействовать и активно примет участие в антиправительственной борьбе в Сирии, призвав сирийский народ к джихаду против режима Башара Аль-Ассада (http://www.youtube.com/watch?v=YpT0Zx4vgyw).
Итак, для проникновения на территорию Сирии «Аль-Каида» использует все возможные пути. Учитывая географическую статистику столкновений с правительственными силами, террористических акций и других дестабилизирующих ситуацию действий, можно констатировать, что «Аль-Каида» или же содействующие ей другие радикальные организации довольно активны в приграничных районах Сирии, которые считаются районами проникновения радикальных организаций в Сирию. Радикалы достаточно активны на границе Сирии и Ливии, где существует множество подземных коммуникаций.
Несмотря на сотрудничество правительственных сил и проживающих на севере Сирии курдов в деле пресечения проникновения на территорию Сирии радикалов из Турции, тем не менее, сирийско-турецкая граница также используется для этих целей. В центральных районах Сирии ситуация продолжает оставаться крайне напряженной. Находящиеся здесь районы Хомс и Хама всегда отличались высоким уровнем исламизации и радикальными настроениями, и сейчас основные боевые действия разворачиваются именно здесь. Приграничная с Ираком территория Дер-Зора всегда являлась очагом проникновения радикалов из Ирака в Сирию, отсюда ежедневно в Сирию проникают сотни джихадистов. Радикалы для проникновения на территорию Сирии используют также приграничный с Иорданией южный район Дараа, который также отличался активностью радикальных настроений, находясь близко, в частности, к Саудовской Аравии.
Что касается Дамаска и прилегающих районов, то они всегда находились в центре внимания радикалов, и участившиеся в последнее время здесь теракты свидетельствуют о том, что для джихадистов столица страны имеет важное значение, чтобы придать большее влияние своим действиям.
Радикалы, кроме внешней военной и финансовой помощи, получают также идеологическое содействие. Подобную основу в Сирии обеспечивают один из лидеров «Аль-Каиды» Абу Мусаб Ас-Сури (Мустафа Сетмариам) и ряд других идеологов. Ас-Сури был освобождено сирийскими властями в декабре 2011 года, однако, несмотря на это, продолжает критиковать режим Башара Аль-Ассада и имеет ряд трудов, в которых придает сирийской революции стратегическое значение для «Аль-Каиды».
Цели террористических действий ясны: дестабилизировать ситуацию в Сирии, вовлечь в гражданскую войну, провалить все международные инициативы, в том числе, миссию спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана. Все это входит в планы «Аль-Каиды», который теперь пытается направить концепцию глобального джихада конца 20 века на решение более локальных вопросов, активно вмешиваясь во внутриполитические и региональные геополитические процессы арабских стран, быстро меняющихся вследствие «арабской весны».