А. Маркаров: Азербайджан последователен в своей непоследовательности
На днях первый руководитель российской посреднической миссии по Нагорному Карабаху Чрезвычайный и Полномочный посол России Владимир Казимиров в интервью изданию «Красная звезда» обратился к ряду вопросов, связанных с урегулированием карабахского конфликта. Корреспондент Panorama.am провел беседу с политологом Александром Маркаровым о некоторых озвученных главой российской посреднической миссии заявлениях.
-Господин Маркаров, обратимся к той части интервью Владимира Казимирова, где говорится о 7 районах, их освобождении армянской стороной и допущенных азербайджанской стороной ошибках.
- Азербайджанская сторона любит говорить о 1990-х годах, когда принимались соответствующие решения СБ ООН в качестве документа. Однако здесь они всегда забывают очень важную деталь. Во всех документах отмечалась необходимость прекращения военных действий. Именно азербайджанская сторона упорно не желала прекратить военные действия и, фактический, не выполняла положения документа. Отказываясь выполнять эти шаги, Азербайджан постоянно сталкивался с успешными действиями армянской стороны и нес очередное поражение. Постепенно сформировалось то, о чем мы говорим – 7 освобожденных районов, которые создают зону безопасности вокруг Карабаха. Армия обороны НКР фактически осуществляла действия, на которые, в каком-то смысле, ее заставили и вынудили пойти.
- В интервью Каземирова озвучивается и другая критика в адрес Азербайджана, в частности касающаяся отказа подписать соглашение о неприменении силы.
- Минимальные подвижки, которые сегодня предлагаются в том числе посредниками, предполагают несколько элементов. Во-первых, это вопрос отведения снайперов с передовой линии, во-вторых, предложение заключить какой-то документ, в котором стороны отметят, что не будут применять силу или угрозу силы. Здесь азербайджанская сторона также не выражает готовность пойти на этот шаг. Это говорит о том, что они проявляют неуважение к положениям международного права. В-третьих, они постоянно осуществляют военные провокационные действия, посредством которых пытаются показать, что в глубине души думают о военном пути разрешения конфликта, хотя и понимают, что сегодня достичь победы за счет быстрых военных действий невозможно, а длительные действия сразу встретят осуждение международного сообщества, возможно даже санкций, и могут привести к признанию НКР де-юре различными государствами.
- В интервью дипломат использует фразу о возврате за стол переговоров третьего участника – Нагорного Карабаха. Как Вы считаете, это месседж?
- В последнее время мы постоянно становимся очевидцами этого месседжа, согласно которому в тот или иной момент Нагорный Карабах должен быть возвращен за стол переговоров в качестве переговорной стороны. Сколько бы Армения не выступала в переговорном процессе в определенном смысле как представитель интересов НКР, понятно, что непосредственное участие Нагорного Карабаха само по себе может стать важным обстоятельством для принятия всего этого процесса.
- А что Вы можете сказать о разговорах вокруг референдума?
- Референдум – один из основополагающих вопросов, которые обсуждаются в процессе переговоров. То есть, условия, границы, сроки проведения референдума и обязательный характер его результатов. Если референдум проводится в самоопределяющемся субъекте – НКР, то армянская сторона, по-видимому, готова организовать и провести его. Позиция Азербайджана – иная. Она заключается в том, что согласно действующей Конституции Азербайджана референдум может проводиться в границах всей территории республики. Но здесь есть два вопроса: во-первых, кто сказал, что Нагорный Карабах – это входящая в территорию Азербайджана какая-то часть, и во-вторых, почему вопрос о самоопределении должны решать люди, которые никоим образом не связаны с самоопределяющимся народом. То есть, здесь просматривается определенное логическое противоречие.
- Господин Маркаров, обратимся к озвученным азербайджанской стороной заявлениям в связи с задействованием аэропорта Степанакерта. Какие тенденции Вы видите?
- Мы сталкиваемся с явлением, когда с властями Баку приобретаются договоренности, которые, кажется, будто согласованы, сопредседателям даны заверения, однако следующее же заявление сводят их к нулю. Можно констатировать, что Азербайджан последователен в своей непоследовательности.