Гражданское общество в Армении и Азербайджане: Параллельные реальности
Развитие постсоветского гражданского общества в Армении имеет одно большое преимущество - этот процесс мы наблюдаем здесь и сейчас. Экологи, правозащитники, просто активная и знающая свои права молодежь - они заставляют вас услышать себя и учитывать свое мнение настоятельно, упорно и с завидным энтузиазмом. Их позиции могут не совпадать с вашими, не всегда быть единственно верными, но это тот самый плюрализм - немного манипулятивный, немного агрессивный, немного стихийный, без которого наше общество претендовать на открытость и развитие не сможет.
Нужно ли нам это развитие, спросите вы? Безусловно, да. Из этой какофонии протестных мнений и различных суждений после отсеивания всей шелухи в конечном итоге складывается мозаика, которую принято называть «гражданской культурой». А поскольку изолироваться от внешнего мира и его воздействия в 21-ом веке практически невозможно, необходимо вырабатывать правила «совместного выживания».
А еще вокруг нас есть соседи, которые находятся на различных стадиях развития этой гражданской культуры. Особенность географического местоположения дает нам возможность в реальном времени изучать четыре разных социума вокруг, равняться на которые незачем в принципе, но сравнительный анализ не просто полезен, но и необходим для понимания этнополитической картины региона.
Сегодня на Южном Кавказе сложилась достаточно интересная картина. Армения - лидер региона по свободе слова и выражения (помимо рейтингов международных организаций, об этом красноречиво сама за себя говорит активность пользователей Facebook-а). Армения, которая находится в окружении, с одной стороны, Турции и Ирана с закрытыми Youtube-ом и Facebook-ом, а с другой стороны- Грузии, где фиксируются постоянные проблемы с частными телеканалами, и Азербайджана, президент которого носит «почетное» звание «врага прессы». Картина, скажем прямо, не внушающая оптимизма.
Справедливости ради необходимо отметить, что сами критерии «демократичности» и «развитости» настолько расплывчаты и спорны, что ими умело и вполне справедливо жонглируют в авторитарных странах, в том же Азербайджане, когда правящий режим в очередной раз обвиняют в нарушении прав человека. Однако оставим «права и свободы», как рычаг давления на неугодных, и попытаемся проанализировать общества Армении и Азербайджана, которые живут в одном географическом и геополитическом пространстве, но в параллельных реальностях.
Азербайджан- страна, где сегодня идут, пожалуй, самые неоднозначные и вместе с тем интересные общественные процессы нашего региона. К примеру, когда за год в азербайджанской армии погибает втрое больше солдат, чем в армянской, и при этом азербайджанская армия превосходит армянскую всего процентов на 30, люди не выходят на улицы, не требуют отставки высших военных чинов, как в Ереване. Примечательно здесь именно то, что количество погибших в армянской армии с каждым годом уменьшается, а говорят о них все громче. В Азербайджане же ситуация ровно противоположная: реальное количество жертв, как и реальные обстоятельства их гибели замалчиваются или маскируются, и в обществе формируется ложное представление о мощи и безупречной дисциплине в азербайджанской армии.
Это приводит к тому, что каждая новая жертва в азербайджанской армии отдается гулом в сознании и провоцирует в обществе смятение, ведь она полностью выбивается из красивой картины, созданной государственной пропагандой. К примеру, в результате последних инцидентов на линии соприкосновения МО Азербайджана признало 5 погибших, еще 7 военнослужащих азербайджанской армии при совершенно нелепых обстоятельствах «скончались» в течение последующей недели. «Каким образом вы обещаете занять Карабах за 10 дней, если в день теряете по солдату из-за нелепых несчастных случаев?»- иронизировали армянские СМИ. Азербайджанские коллеги молчали, потому что так положено, потому что установки «говорить» они не получили, потому что и сказать-то нечего. Ну, а что тут скажешь?
Настойчивое озвучивание проблемы способствует ее решению - данный постулат в Армении сегодня взят на вооружение, в том числе и в вопросах армии. Сложившаяся ситуация, при которой практически невозможно скрыть или умолчать серьезное ЧП в армии - это уже залог реформирования, поскольку общественный контроль бдителен как никогда ранее. По сути, это и есть тот механизм взаимодействия гражданского общества и государства, который способствует конструктивному развитию системы в целом. В Азербайджане ситуация кардинально противоположная. После поражения в карабахской войне укоренился тезис: говорить о проблемах в армии категорически нельзя, поскольку это ослабляет моральный дух. Однако, как видим, вышеприведенные цифры говорят сами за себя.
Свобода мышления и возможность проявить гражданскую позицию для армянского общества даже не ценность, а нечто само собой разумеющееся. Даже в советской Армении строился мемориал жертвам Геноцида армян, а люди, игнорируя эпоху тотального атеизма, крестились и венчались в церкви, более того, несмотря на железный занавес, общались со Спюрком и выходили на площади с требованием защитить свои права. То, что для других обществ в советских республиках казалось невозможным, в Армении было частью своей особенной «армянской парадигмы» мышления. Но тема эта объемная и достойна отдельной дискуссии.
Вернемся к сравнению гражданского общества в соседних республиках. Помнится, 8-го марта представительницы прекрасного пола «взяли штурмом» бутики в садике на улице Маштоца. Ничуть не смущаясь полицейских, даривших им в честь праздника подснежники. По-моему, картина, достойная фильма Вудди Аллена.
А в это время в Баку группа молодых людей дважды пыталась провести в центре города флеш-моб акцию «Давайте читать книги», чтобы привлечь внимание к проблеме чтения (согласно официальной статистике, в Азербайджане читают только 11% населения). Суть акции- молчаливое чтение книг, и каждый раз ребят грубо разгоняла полиция с формулировкой…внимание (!) «нарушение общественного порядка». Тут, пожалуй, сценарий стоит отдать Кустурице. Кстати, в Армении, которая объявлена в этом году всемирной столицей книг, аналогичное мероприятие уже прошло.
Запрет на массовые собрания? Да-да, в Азербайджане он действует вполне успешно. В 2011 году азербайджанский полицейский, разрывающий рот оппозиционеру во время ареста на митинге оппозиции, попал в один из рейтингов самых впечатляющих фотографий. По мне, так больше достойна этого места фотография, зафиксировавшая момент задержания 5-летней девочки, выкрикивавшей «Азадлыг» («Свобода»), и ее мамы во время очередной несанкционированной акции протеста в одном из бакинских парков. Потом, правда, полицейские оправдывались, что насильно увезли девочку с мамой в целях их же безопасности. Тут точно не до подснежников.
Что же тогда творится в «интернетах»? А в «интернетах» азербайджанский режим действует по принципу «уранового лома». Сказать, что арест двух азербайджанских блогеров - Аднана Гаджизаде и Эмина Милли- из-за сатирического ролика, критикующего власти Азербайджана, вызвал шок в армянской блогосфере, будет преувеличением. Но то, что взаимоотношения двух сегментов блогосферы- армянского и азербайджанского- разделились на «До» и «После» истории с осликами- это да. Двух молодых людей, получивших образование в Европе и придерживавшихся либеральных взглядов, посадили на 2 и 2,5 года за «хулиганство». Ребятам из Armcomedy там по-любому светил бы пожизненный срок.
Молодой активист-оппозиционер Джаббар Савалан просидел в азербайджанской тюрьме 10 месяцев за призыв в социальной сети Facebook выйти на акции протеста в Баку весной 2011 года. Ему «впаяли» 2,5 года по статье «незаконное хранение наркотиков» ( чтоб другим неповадно было!) и выпустили по амнистии. Бывший кандидат в депутаты парламента Азербайджана, выпускник Гарвардского университета Бахтияр Гаджиев, разместивший в интернете свидетельства фальсификаций в ходе парламентских выборов в Азербайджане в 2010 году, 19 мая 2011 года был приговорен к 2 годам лишения свободы за «уклонение от воинской службы» и был освобожден аккурат перед нынешним визитом Хиллари Клинтон в Баку. Нет, конечно, нельзя исключать, что это совершенно случайное совпадение.
Главный редактор газеты «Реальный Азербайджан» Эйнулла Фатуллаев отсидел 4 года за свой «Карабахский дневник». Независимый журналист, главный редактор журнала «Монитор» Эльмар Гусейнов был зверски убит в марте 2005 года. Известный азербайджанский писатель- публицист Рафик Таги был убит в ноябре 2011 года (в 2007 году азербайджанский суд приговорил Рафика Таги к 3 годам лишения свободы за публикацию статьи «Европа и мы», в которой он критиковал ислам). Талышский активист, защитник прав коренных народов Азербайджана, главный редактор газеты «Талыши садо» 68-летний профессор Новрузали Мамедов умер в 2009 году в азербайджанской тюрьме «от болезни» (в 2007 году профессор был арестован «за пропаганду талышского языка и талышских ценностей» в Азербайджане, а позже осужден к 10 годам лишения свободы).
Становится не по себе, правда? Особняком тут стоит жутковатая история с журналистом «Радио Свобода» Хадиджей Исмаиловой, интимную жизнь которой мало того, что спецслужбы Азербайджана засняли скрытой камерой и разместили в интернете, так еще и нашлось множество защитников такой формы «общения» с журналистами. Ну, мол, незамужняя женщина не должна заниматься такими «харамными» делами. Оставим сложное отношение азербайджанского общества к сексу, тут важен подтекст. Девушке прямо заявили: «если журналистское расследование залезает слишком далеко, то это «слишком далеко» очень скоро залезает к тебе в постель». Объяснили доходчиво. На всякий случай еще и закон приняли соответствующий, запрещающий журналистам получать информацию для своих расследований.
Да, международные организации регулярно рапортуют: blah-blah-blah, все плохо и становится хуже. Внешнеполитические ведомства западных стран в такт кивают, мол, да. А что в ответ? А в ответ официальный Баку имеет два беспроигрышных «козыря», 100% работающих в азербайджанском обществе: «вас купили армяне» и, если не сработало, то «вы все нам завидуете».
Могло показаться, что это все проблемы, сопровождающие развитие гражданского общества в Азербайджане. Но нет. Власти этой страны решили взяться и за «реформирование» ислама. В стране был введен запрет на ношение хиджаба (мусульманского женского головного убора) в учебных заведениях, запрет на озвучивание азана (призыв к молитве) в мечетях посредством усилителей звука, запрет на совершение намаза сотрудниками госструктур, запрет на отмечание религиозного траура Ашуры. Суннитам - представителям нацменьшинств- повезло еще меньше: им запрещено носить бороды, их насильно сбривают в отделениях полиции во время «профилактических» избиений. Если это попытка демократизации, то она не засчитывается однозначно. На минуточку представили запрет на ношение нательного креста и звон колоколов в армянской церкви?
Но у азербайджанского общества есть одно преимущество: абсолютная монолитность в вопросе пропаганды азербайджанской версии причин, хронологии и последствий карабахского конфликта. Остановите любого нищего, побирающегося возле станции метро «Низами», и спросите про Карабах. На одном дыхании он вам выдаст про 20%, 1 миллион беженцев и 4 резолюции ООН. Другой вопрос, что по любой теме, по которой азербайджанскому обществу не дали четкой тезисной установки «сверху», обсуждение бесполезно. Вас встретит глухая стена непонимания, отрицания и «зависания» процессора в голове при каждом неудобном вопросе. Отсутствие смекалки и аналитического мышления у сегодняшней азербайджанской молодежи - обратная сторона чрезмерно интенсивного промывания мозгов. Хотя и 80% «двоек» на вступительных экзаменах взялись не из пустоты галактик. В случае Азербайджана общество, безоговорочно впитывающее и переваривающее любой спущенный «сверху» продукт - это предел мечтания любой власти.
А вот армянская молодежь, которая мыслит и которой есть, что сказать - это ценнейший ресурс государства. Сегодня Азербайджан лишает свое общество этого ресурса. Культ личности заменяет творческую интеллигенцию, а Гобустанская тюрьма - панацея от инакомыслия. Параллель со сталинской Россией напрашивается сама, но у Азербайджана есть своя специфика. В условиях репрессий в России формировалось поколение диссидентов, которые спустя годы расшатали систему изнутри. В Азербайджане, напротив, закручивание гаек и тотальный контроль «Большого брата» превращает это общество в неуклюжую копию оруэлловского мира, без шансов и перспектив развития.
Анжела Элибегова
Кандидат политических наук, эксперт по геополитике Южного Кавказа
www.prm.am