Рудик Яралян: Иран сделал «ход конем»
В ближайшее время Международный третейский суд Женевы приступит к рассмотрению иска Ирана к России, поданного Тегераном в апреле 2011 года за отказ Москвы исполнять контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300. Сумма иска составляет почти четыре миллиарда долларов, около трети общего объема военного экспорта России.
Еще в августе прошлого года на пресс-конференции в Москве посол Ирана в России Сеййед Махмуд Реза Саджади попытался объяснить логику такого шага тем, что иранская сторона полагает, что с юридической точки зрения поставка С-300 не подпадает под действие резолюции Совета Безопасности ООН, а иск его страны был подан в надежде на то, что решение Международного суда поможет России осуществить поставку указанного зенитно-ракетного комплекса.
Однако, согласно недавно распространенной информации российских СМИ, Москва намерена договориться с Тегераном об отзыве этих исковых требований, так как полагает, что шансы Ирана на победу в женевском суде крайне высоки, даже несмотря на то, что иранцам была возвращена сумма выплаченного аванса в 167 млн долларов. Что касается четырех миллиардов, которые Тегеран теперь намерен потребовать при содействии Женевы, то по всей вероятности, была учтена не только стоимость неполученных ЗРК, но и понесенные в этой связи издержки - подготовка к постановке С-300 на вооружение, моральный ущерб и даже неустойки по ряду других военных контрактов.
Впрочем, в своем недавнем интервью газете «Известия» посол Ирана в России Сеййед Махмуд Реза Саджади, подчеркнул, что Иран и вовсе согласен отказаться от своего иска, в том числе и от 900 млн долларов, но при условии того, что Россия все же согласится возобновить поставку С-300. То есть, Тегеран фактически предлагает возобновить прежние военно-торговые контакты, так сказать, – на «радость» Вашингтону со своим ПРО, но и себе не в убыток.
Иранский дипломат также заявил, что сумма примерно в 4 миллиарда долларов образовалась «без ведома иранской стороны и вопреки ее желанию», так как женевский суд прибавил еще три миллиарда компенсации в качестве наказания России, тогда как Тегеран действительно потребовал лишь 900 миллионов долларов, а три миллиарда к указанной сумме по своей инициативе добавил сам Международный суд и отправил российской стороне в составе повестки иска.
Однако, судя по всему, Иран не собирается ссориться с Россией и тем более вовсе не намерен обогатиться за ее счет. Данный «ход конем» со стороны Ирана, скорее всего, направлен на то, что затеянный судебный процесс может обеспечить для его российских партнеров условий для возобновления поставки не только ЗРК, но и другого вооружения оборонительного характера, в котором нуждается Тегеран. При этом Москва будет оправдана перед западными странами - дескать, приходится выполнять контракты, чтобы не платить огромные суммы компенсаций. Впрочем, Иран свою подобную мотивировку почти не склонен скрывать, отмечая сложность положения России с учетом политики ряда недружественных Ирану стран, например, США и их сторонников на Ближнем Востоке.
Москва и Тегеран, по неофициальным данным, подписали соглашение на поставку, по меньшей мере, пяти зенитных ракетных комплексов С-300 в 2005 году, однако официально о контракте было объявлено в 2007 году. Сумма сделки составила примерно 900 миллионов долларов, из которых 167 миллионов Иран перечислил России в качестве аванса.
Предусмотренная контрактом неустойка составляла около 300-400 миллионов долларов. Поставка комплексов заказчику с 2010 года регулярно задерживалась, официально — по техническим причинам, хотя были заявления и о том, что эти ЗРК подпадают под действие четвертого раунда санкций, наложенных на Иран Совбезом ООН. В Тегеране же категорически отклонили это заявление и раскритиковали поступок России. По мнению иранцев, Москва не устояла перед давлением со стороны Запада. Министерство обороны Ирана и иранская госкомпания «Aerospace Industries Organization» подали иск к «Рособоронэкспорту» в Международный третейский суд Женевы в апреле 2011 года.
В начале июля 2012 года при получении повестки Международного суда выяснилось, что размер исковых требований к Москве составляет 3,985 миллиарда долларов.
Ирановед Рудик Яралян