Помилование Рамиля Сафарова – зеленый свет для признания Нагорно-Карабахской Республики
В мае 1960 года в результате блестяще проведенной «Моссад» на территории Аргентины операции один из главных ответственных за Холокост Адольф Эйхман, избежавший Нюрнбергского процесса, был перевезен в Израиль, где затем был приговорен к смертной казни и сразу же понес заслуженную кару. У меня нет никаких сомнений, что и Рамиль Сафаров понесет заслуженное наказание. Это вопрос времени, как это было в случае с Адольфом Эйхманом, Талаат-пашой, Джемалем и Энвером. Однако главное здесь не это, а то, что должны предпринять Армения и Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в сложившейся ситуации.
Венгрия и Азербайджан всего за один день допустили столько ошибок, что Армения и НКР могут бесконечно собирать дивиденды от произошедшего. Но для этого необходимы прежде всего спокойствие, а затем – воля и терпение. Случившееся с течением времени можно повернуть в пользу Армении (соответственно – против Венгрии и Азербайджана).
Во-первых, проблема является ключевой в контексте карабахской проблемы. Смотрите: армянская сторона уже на протяжении 20 лет объясняет миру, что существование армян в Азербайджане, мягко говоря, не является безопасным. Мир, в свою очередь, принимая аргументы армянской стороны, пытается убедить себя, что погромы в Баку, Сумгаите и Кировабаде остались в прошлом, а Азербайджан является членом Совета Европы, где действует конституция, посему не стоит сильно беспокоиться. И что же получается? Выходит, что Азербайджан с «подачи» Венгрии здесь и сейчас доказывает, что да, существование армян на азербайджанской территории не просто находится под угрозой, а для убийства армянина государство не жалеет ни миллиардов долларов, ни чартерных рейсов, ни лавров героя.
Соответственно, в данной ситуации официальный Ереван может продолжать играть в дипломатию и дальше, но у НКР лишь один ход – объявить, что будет вести переговоры только касательно своего статуса вне состава Азербайджана, после чего подумает о других проблемах. Иначе говоря, вести переговоры с Азербайджаном не о чем.
Кстати, Венгрия, которая прикидывается, будто не была в курсе, что будет с Сафаровым после экстрадиции, и якобы была введена в заблуждение заверениями Азербайджана, может искупить свою вину, взяв на себя ответственность признания НКР первой.
Во-вторых, вопрос, безусловно, находится также в плоскости европейского права и европейских ценностей. Не секрет, что Армения стремится к достижению этих ценностей и жизни в соответствии с подобной системой. Не секрет также, что европейские страны в этом вопросе развернули достаточно активную консультативную деятельность и пытаются давать толкования тому, что является европейской ценностью или критерием в том или ином вопросе. И вот оказывается, что один из консультантов – Венгрия – мягко говоря, сама ошибочно усвоила уроки европейского просвещения. И поскольку существует опасность, что она может неправильно распространить свои ошибочные представления, Армения должна предложить, а в ее случае потребовать, чтобы венгерские чиновники были исключены из состава любых консультативных групп, особенно из составов наблюдательских миссий БДИПЧ ОБСЕ на выборах.
Если европейские страны не разделят данного подхода и не предпримут равноценных мер, то это будет означать, что они согласны с позицией и понятиями официального Будапешта. Считаю это маловероятным, но если Европа действительно полагает, что Венгрия поступила правильно, и если суть европейских ценностей – превращение этих ценностей в бренд и его продажа по дешевке, то Армения должна призадуматься о взятом курсе.
Нет никаких сомнений, что в Европе и во всем цивилизованном мире общечеловеческие ценности и права человека являются доминирующими, а тип венгерских властей – в меньшинстве. Но для того, чтобы преступное и подкупленное меньшинство не подымало головы, необходима бдительность большинства. Иными словами, цивилизованному миру дана пощечина, и запаздывание с ответом может иметь тяжелые последствия.
Венгрия сегодня продала только Рамиля Сафарова, но молчание цивилизованной Европы будет означать, что проданы также европейское правосудие и европейские ценности.