Молчание, безразличие и неоднозначные заявления ПАСЕ отныне неприемлемы. Заявление Давида Арутюняна
Руководитель армянской делегации в ПАСЕ, председатель комиссии по государственно-правовым вопросам Национального Собрания Армении Давид Арутюнян 3 сентября в своем выступлении на заседании Бюро ПАСЕ обратился к экстрадиции Рамиля Сафарова в Азербайджан и предоставлении ему президентом этой страны Ильхамом Алиевым помилования.
Ниже с незначительными сокращениями приводим текст выступления Давида Арутюняна, опубликованный «aravot.am» (перевод с английского языка – неофициальный).
«Уважаемый г-н президент, уважаемые коллеги. Я хочу поднять вопрос, который вызывает нашу глубокую обеспокоенность и напрямую влияет не только на хрупкое равновесие на Южном Кавказе, но и ставит под сомнение универсальные ценности, принятые странами Совета Европы. Речь идет об экстрадиции из Венгрии в Азербайджан Рамиля Сафарова и предоставлении ему президентом этой страны помилования.
Однако прежде, чем я перейду к главному, разрешите сначала коротко представить предысторию данного дела.
Рамиль Сафаров – азербайджанский военнослужащий, который с 14 февраля 2004 года находился в венгерской тюрьме, где отбывал наказание – пожизненное заключение за убийство топором армянского офицера Гургена Маргаряна в Будапеште. Сафаров убил армянского офицера Гургена Маргаряна, когда последний спал в своей комнате в военной академии Будапешта, где оба участвовали в трехмесячных англоязычных курсах программы НАТО. Затем Сафаров попытался убить второго спящего армянского военнослужащего, который находился в другой комнате, однако, к счастью, эта попытка провалилась.
В 2006 году в Венгрии начался суд над Сафаровым. Суд первой инстанции Венгрии приговорил Сафарова к пожизненному тюремному заключению без права амнистии до 2036 года. Суд учел, что убийство носило запланированный характер и отличалось особой жестокостью, а также то, что в ходе судебного следствия Сафаров не проявил никаких признаков раскаяния в содеянном. В феврале 2007 года Апелляционный суд Венгрии, рассмотревший иск адвоката Сафарова, оставил приговор неизменным.
После вынесенного приговора власти Азербайджана попытались убедить венгерскую сторону подвергнуть Сафарова экстрадиции. Однако, учитывая тот факт, что преступление Сафарова прославлялось в Азербайджане, а сам он воспринимался в этой стране как герой и пример для подражания среди молодежи, Армения выразила обеспокоенность по поводу его возможной экстрадиции. Правительство Армении постоянно находилась на связи с венгерскими властями по поводу этого вопроса и постоянно получало заверения, что вопрос о выдаче Сафарова не включен в повестку. В последний раз мы получили подобные заверения неделю назад.
Однако, несмотря на заверения, 31 августа 2012 года Венгрия экстрадировала Сафарова в Азербайджан, по всей видимости, получив заверения от Азербайджана в том, что приговор останется в силе и оставшуюся часть наказания он будет отбывать на родине. Однако в тот же день указом президента Сафаров был помилован и освобожден.
В тот же день он из лейтенанта стал майором, азербайджанское правительство подарило ему новую квартиру и выплатило ему жалование за 8,5 лет, которые он провел в венгерской тюрьме. Не вдаваясь в подробности этого вопроса, в степень ответственности Венгрии и в очевидно наивную попытку венгерских властей объяснить экстрадицию Сафарова с юридической точки зрения, я бы хотел обратиться к двум аспектам проблемы.
Во-первых, Сафаров был отправлен в Баку на основании Страсбургской конвенции „О выдаче осужденных лиц” 1983 года, которая предоставляет возможность осужденным отбывать наказание на родине. Однако предоставление ему в день его прибытия президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым помилования раскрывает определенные недостатки данной конвенции. Очевидно, что мы не всегда можем положиться на добросовестность тех стран, куда экстрадируются осужденные, и, как видим, некоторые из них готовы злоупотреблять предоставленными конвенцией правами.
Во-вторых, в соответствии с приговором, это ужасное убийство произошло только по той причине, что Гурген Маргарян был армянином, и это признал даже убийца в ходе дачи показаний. Оправдание и прославление убийства, совершенного Рамилем Сафаровым, в Азербайджане проводится на самых высоких официальных уровнях, вплоть до уровня президента Азербайджана», – заявил Д.Арутюнян.
Руководитель армянской делегации в ПАСЕ напомнил также, что в день, когда Сафаров был освобожден, в Азербайджане были организованы праздничные мероприятия, в ходе которых Сафаров представлялся как герой. Д. Арутюнян обратил внимание на то, что в этих празднествах принимали участие и члены азербайджанской делегации в ПАСЕ, что также вызывает тревогу.
«Разрешите также напомнить вам слова, которые произнес постоянный представитель Азербайджана при Совете Европы Агшин Мехтиев: „Не советую армянам спать спокойно, пока еще не решена карабахская проблема. Поскольку повторение будапештского инцидента не исключено”. Кстати, никто в этой организации не отреагировал на эти слова», – подчеркнул Д. Арутюнян.
«Армения рассчитывает, что на этот раз Совет Европы оперативно и равноценно отреагирует на эти неприемлемые события, которые попирают уважение по отношению к справедливости, человеческим ценностям и бросают вызов системе ценностей Совета Европы и подлинной сути обязательств. В противном случае это может еще больше усугубить возникшие между странами-членами Совета Европы этническую дискриминацию, ксенофобию и нетерпимость. Мы не должны позволять палачам думать, что они могут наслаждаться безнаказанностью убийств на этнической почве или почве религиозной ненависти.
Мы хотим призвать ПАСЕ четко и однозначно отреагировать на этот вопрос как можно скорее. Это наша юридическая и моральная ответственность – показать, что ценности нужно не только пропагандировать, но и последовательно их применять. Иначе мы своим бездействием окажем осознанное содействие совершившему жестокое убийство на этнической почве и почве национальной ненависти.
Молчание и безразличие, неоднозначные и шаткие заявления ПАСЕ отныне неприемлемы», – заключил Д.Арутюнян.