Ашот Агабабян: Знакомство со Спарапетом Вазгеном Саргсяном сперва напугало Павла Грачева, затем они стали друзьями
Первый министр обороны России Павел Грачев, который скончался 23 сентября с.г. на 65-м году жизни в Москве, совсем недавно побывал с визитом в Армении. Об этом в интервью Panorama.am сообщил депутат парламента от Республиканской партии Армении (РПА) Ашот Агабабян, который, помимо того, что был самым близким после Спарапета Вазгена Саргсяна другом Грачева, также является крестным внука покойного министра обороны РФ.
«Паша в последний раз гостил у меня летом: с 28 июля по 7 августа. Мы побывали в Севане, Дилижане, пару дней провели на Ахтамаре», – рассказал Ашот Агабабян.
«У него был широкий круг интересов. Он любил наполнять свой день буквально всем. Говорил: когда я в Армении, мне 5-дневный отдых кажется 20-дневным, настолько я здесь расслабляюсь, настолько хорошо себя чувствую. Он высоко ценил дружелюбие и простоту армян, себя очень органично чувствовал в армянской среде, обожал армянскую кухню, гостеприимство и непосредственность армян. Он был очень горд присвоением ему звания почетного гражданина города Ереван, тем, что у него 2 паспорта. Паша всегда говорил об армянском народе с уважением и с большим чувством ответственности. Поэтому я считаю, что Павла Грачева потеряли не только родные, Россия, но и армяне», – сказал Агабабян, добавив, что постоянно находился на связи с экс-главой Минобороны РФ.
«Я в последний раз говорил по телефону с Пашей около 20 дней назад. Говорили о жизни, он интересовался, как у меня дела, спрашивал о наших общих друзьях. А спустя 10-11 дней после этого разговора мне сообщили, что Паша впал в кому и его в тяжелом состоянии госпитализировали», – вспоминает депутат.
По словам Ашота Агабабяна, ему не разрешили навестить Грачева в отделении интенсивной терапии госпиталя, он узнавал подробности о состоянии друга через его жену и сына. «Говорили, его состояние стабилизируется, он идет на поправку и через 1-2 недели выйдет из состояния комы. Но вскоре сообщили о его смерти», – отметил он.
«Я и Вазген Саргсян часто называли Павла Грачева „Грачян”, и ему это очень нравилось. Он настолько явно показывал свою симпатию к армянам, что в свое время своим поведением вызвал недовольство тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Помню, что Алиев обещал даже миллионы „за голову” Павла Грачева, что абсолютно не беспокоило российского министра. Павел Грачев был единственным полководцем, который открыто заявил: „Нам эта территория без армян не нужна”. Во время застолья по случаю празднования 60-летнего юбилея Грачева в присутствии российского генералитета я напомнил эти его слова и отметил, что он фактически подтвердил эти слова своей военно-политической деятельностью».
Вспоминая свое знакомство с российским министром в начале 90-х годов, Ашот Агабабаян рассказал: «Многим известно, что Павел Грачев часто бывал в Армении, специально для того, чтобы играть в теннис. Его лучшим партнером по игре или соперником был Спарапет Вазген Саргсян, который тоже являлся большим любителем этой игры. Наша дружба с Павлом Грачевым началась сразу же после его первого визита в Армению в статусе министра обороны РФ. Помню, в то время о нас говорили: „черно-бородатые, черно-рубашечные ”. Это были известные слова Горбачева, под воздействием которых в первый раз и прибыл в Армению первый министр обороны России Павел Грачев.
Мы во главе с Вазгеном Саргсяном встречали его в аэропорту Звартноц. Когда он вышел из самолета, увидел, что все присутствующие носят бороды. Позднее он признался, какой страх испытал при первой встрече. Грачев рассказывал: „Когда я в первый раз прибыл в Армению, меня встретили Вазген Саргсян и Ашот – оба с черными бородами. На первый взгляд они мне не внушили доверия, однако позже, когда мы побеседовали и они отвели меня в „подвал” ресторана „Арарат”, где был накрыт большой стол и зажжены свечи (в то время были проблемы со светом), то я успокоился, обрадовался и подумал: нет, все-таки я останусь в живых”».
По словам депутата, впоследствии Вазген Саргсян и Павел Грачев настолько сблизились, что относились друг к другу как родные братья.
«После трагичных событий 27 октября Паша сохранил связи с семьей своего друга. Практически каждый год 5 марта он приезжал в Армению, считал своим священным долгом посетить могилу друга в день его рождения. Обязательно бывал в доме-музее Вазгена Саргсяна. Кстати, в каждый свой приезд в Армению Грачев встречался с президентом Армении Сержом Саргсяном и начальником Полиции РА Владимиром Гаспаряном, с которыми он сохранил связь еще со времен войны».
Материал по теме:
Президент Армении направил соболезнования в связи с кончиной Павла Грачева