Победа Башара Асада неизбежна. Оптимистические оценки Тегерана
С целью проведения консультационных встреч вокруг внутриполитических развитий событий в Сирии на днях в Тегеран прибыла возглавляемая председателем постоянной комиссии Меджлиса Сирии по вопросам национальной безопасности делегация. Заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдолахиян, касаясь на встрече с сирийскими депутатами успехов, достигнутых в борьбе против вооруженных группировок, отметил, что Сирия уже преодолела кризисный этап.
Отметим, что уже двадцать месяцев в Сирии царит внутренняя нестабильная и напряженная ситуация. Несмотря на то, что Запад надеялся на то, что режим в Сирии, как и режим Хосни Мубарака, будет очень быстро свергнут, тем не менее, как показывают события последних месяцев, Башар Асад остается у власти и, можно сказать, все еще успешно противостоит внешнему давлению.
В течение последнего месяца между сирийской армией и оппозиционными вооруженными группировками велась яростная борьба, нацеленная на завоевание доминирующей позиции в областях важнейшей стратегической значимости. По данным иранской прессы, сирийской армии удается, причиняя вооруженным группировкам многочисленные потери, изо дня в день укреплять позиции Башара Асада.
В связи с этим со стороны представителей разных политических кругов Ирана озвучиваются оптимистические оценки относительно царящей в Сирии ситуации.
Экс-министр иностранных дел Ирана, главный советник духовного лидера Али-Акбар Велаяти на состоявшейся 29 сентября встреч со студентами военной академии страны с уверенностью заявил, что победа Башара Асада неизбежна. Любой успех сирийских властей Иран считает своим. Именно поэтому начальник Генштаба ВС ИРИ заявляет, что война в Сирии – это война в Иране. В целом Инран считает своими и успехи, зафиксированные в ближневосточных странах-союзниках.
Это касается и Ирака, и Ливана. (Тегеран, несомненно, считает своей победой и вывод американских войск из Ирана, и успех организации «Хезболла» на 22-дневной и 33-дневной войнах между Ливаном и Израилем).
Очевидно, что власти Ирана с самого начала сирийского кризиса поддерживали власть Асада. Однако следует отметить, что кроме прямой поддержки Асаду, и в представленном пакете предложений относительно урегулирования кризиса в Сирии, и на консультационной трехсторонней встрече в Каире в формате Иран-Турция-Египет, и на встречах с сирийским руководством, официальный Тегеран довольно тонко отметил, что сирийский кризис должен быть решен путем переговоров между сторонами конфликта. Даже в иранской прессе недавно была опубликована информация о том, что Иран провел встречу с представителями оппозиционных религиозных и других общин.
Как бы то ни было, складывается впечатление, что те силы, которые ранее утверждали, что сирийский кризис может быть урегулирован лишь в случае свержения власти Асада, сейчас разделяют позицию Ирана, согласно которой необходимо разработать механизмы для начала диалога между властью и оппозицией.
По всей вероятности, оптимизм Ирана в сирийском вопросе связан и с позицией, принятой на вооружение в этом вопросе Россией и Китаем, а также противоречивыми подходами России и Турции. Учитывая принятую на вооружение Турцией политику по сирийской проблеме и наличие договора о российско-сирийском военном сотрудничестве, свержение власти Башара Асада, по всей вероятности, нанесет ущерб отношениям между Москвой и Анкарой.
Более того, уже ясно, что присутствие российских и американских военных кораблей на Средиземном море, а также демонстрация Ираном ракетных систем с дальностью полета 2000 км говорит о новой «холодной войне», центром которой будет Ближний Восток.