Борьба с Азербайджаном должна активизироваться не только на политическом, но и в правовом поле
Panorama.am представляет вниманию читателей аналитическую статью газеты “Голос Армении”.
26 сентября в Армении, Арцахе и разных странах мира отметили день рождения убитого 8 с половиной лет назад в Будапеште Гургена Маргаряна - ему исполнилось бы всего 34 года. Накануне на границе Арцаха азербайджанские снайперы вновь убили армянского солдата - 19-летнего Вагинака Багдасаряна. В ответ Министерство обороны Армении пообещало ответить на азербайджанские провокации - надо полагать, в ближайшие дни с той стороны приграничья будут поступать сообщения о погибших солдатах. Таким образом, на границе Армении и Арцаха с Азербайджаном открыто действует принцип "око за око", потому что иного способа отвечать Азербайджану у армянских сторон не осталось.
Посредники на убийства солдат на передовой уже не реагируют. Посредники и всякого рода международные деятели уже даже не озвучивают призыва отвести снайперов и прекратить дикий в XXI веке отстрел молодых людей по обе стороны границ. Не прошло и месяца после экстрадиции и помилования азербайджанского убийцы - Сафарова, как со всех стороны поступают призывы забыть это дело и двигаться вперед. Венгрия вновь обратилась к Армении с предложением восстановить дипотношения - без предусловий. Министры ИД Армении и Азербайджана по отдельности встретились и поговорили с сопредседателями Минской группы, в результате чего появилось очередное заявление последних, почти слово в слово дублирующее все предыдущие и призывающее к продолжению переговоров. Словно ничего не произошло. Словно Азербайджан не продемонстрировал нагло и абсолютно открыто собственную опаснейшую для региона политику человеконенавистничества, легитимизировав и героизировав убийство в мирных условиях и тем самым призвав своих граждан поступать так, как это сделал Сафаров 8 с половиной лет назад.
Комментарии азербайджанских пользователей на форумах и в соцсетях поражают степенью зомбированности общества этой страны госпропагандой. Редчайшие трезвые голоса тонут в потоке истеричных заявлений в защиту и оправдание убийцы. Как и в случае с "сумгаитом" и "ходжалу", идет массированное промывание мозгов потоками несусветной лжи и примитивного вранья. Чувствуя, что убийство спящего человека все-таки больше тянет на трусость и демонстрирует страх "героя" столкнуться с ним лицом к лицу, в Баку вдруг, спустя 8 с половиной лет, решили, что Гурген, оказывается, не спал, более того, он именно в этот момент "оскорбил Сафарова", тот не выдержал и...
Отвечать на эти гнуснейшие измышления не хочется. Потому что, к большому сожалению для азерпропа, существуют судебные и следственные документы, которые армянская сторона в настоящее время готовит к публикации. Но официальный Баку в ярости рассылает повсюду заявления и письма, где - можно не сомневаться - содержатся буквально массивы лжи, которую азербайджанская сторона муссировала с самого начала процесса и которая была более чем убедительно опровергнута следствием и судом. Но ведь те в Евросоюзе, ООН и остальных структурах, которым азербайджанские власти пытаются доказать свою правоту в легитимизации убийства человека по национальному признаку, не станут читать эти материалы, даже если они будут доступны в Сети. А привычная массированность лжи и ее усиленное распространение с помощью братской Турции, несмотря на всю нелепость и кощунственность азеро-турецких утверждений, может возыметь тот же эффект, что и в случае с событиями при Агдаме в феврале 92-го.
Правда, в отличие от последних, армянская сторона довольно успешно провела первый этап пропагандистской и дипломатической войны. Но сегодня, по прошествии всего месяца, мы становимся свидетелями того, как, выждав время и дав успокоиться страстям, азербайджанская пропагандистская машина вновь запущена во всю силу. Этому способствуют и международные посредники - та же Минская группа, которая делает вид, что ничего особенного не произошло, и стремится с прежней инертностью продолжать процесс, тот же Евросоюз, устами своего представителя в Баку заявивший, что, мол, "дело Сафарова закрыто", да и остальная Европа, замолчавшая после весьма резких заявлений... Единственная страна, которая настойчиво напоминает Азербайджану и Венгрии о необходимости отвечать за свои действия, - США, но, скорее всего, Белый дом вскоре также перестанет говорить об этом, вспоминая лишь в нужных Вашингтону случаях. Не приходится сомневаться, что именно на это рассчитывали в Будапеште, Баку и Анкаре.
В этих условиях очень важно дальнейшее поведение армянской стороны. Безусловно, международной репутации Венгрии и Азербайджана нанесен сильный удар и существенный ущерб и дело Сафарова еще долго будет аукаться - особенно Баку - во всех международных инстанциях. Но достаточно ли чисто политического резонанса, особенно с учетом слабости армянской дипломатии, которая вряд ли сумеет правильно и адекватно ситуации воспользоваться полученным преимуществом?
В прессе, в частности, в нашей газете неоднократно подчеркивалась необходимость правового подхода ко всем преступлениям, совершенным Азербайджаном против армянского народа. Но если в случае актов геноцида конца XX - начала XXI вв. действуют определенные ограничения правового характера (что отнюдь не исключает использования иных способов призвать Баку к ответственности), то в отношении преступлений последних лет имеются все возможности обращения в международные правовые инстанции. К примеру, дело об убийстве армянского пастуха Манвела Сарибекяна, в контексте которого Азербайджан вначале нарушил Женевские конвенции, а затем и все остальные правозащитные нормы, в конце концов замучив молодого парня и вернув его тело в неподобающем состоянии, было направлено в Европейский суд по правам человека. Следит ли армянское государство в лице соответствующих структур за ходом этого крайне важного иска? Адвокат, занимавшийся делом Сарибекяна, стал депутатом НС - будет ли он и дальше проявлять настойчивость и последовательность в доведении дела до логического конца?
Стоит в связи с этим вспомнить выступление президента РА 15 сентября на совещании в правительстве. Касаясь дела Сафарова и дальнейших действий Армении, Серж Саргсян заявил: "Ответственные за правовой блок, думаю, хорошо знают, что им предстоит делать. Я жду активных, последовательных усилий во всех возможных международных структурах. Одновременно считаю, что правительство при координации Министерства иностранных дел должно разработать консультативный документ служебного пользования, который поможет всем нашим ведомствам параллельно их деятельности на международной арене содействовать в том числе этому процессу. Нам многое предстоит сделать в этом направлении, и колебаться мы не будем. Подлость и ложь не пройдут".
Можно, таким образом, констатировать, что в руководстве страны согласны с тем, что лучшим продолжением политико-пропагандистского этапа станет этап правовой. Однако с учетом того разнобоя оценок существующих возможностей, который царит в том числе и в Армении, возникает необходимость создания группы из лучших юристов-международников Армении и Диаспоры, которая бы вплотную занималась изучением этих возможностей и грамотной подготовкой судебных исков в соответствии с международной правозащитной практикой. Эта группа помогла бы определиться не только с исками по делу Сафарова, но и ответить, например, на такой вопрос: что возможно сделать в правовом смысле, чтобы призвать Азербайджан к ответу за убийства солдат на передовой в условиях действия соглашения о прекращении огня?
С озверевшим - иначе не скажешь - режимом нефтяного диктатора Алиева нужно говорить не только языком силы в приграничье, тем более что и ему самому, и его окружению глубоко наплевать на гибель каких-то там солдат, пусть и соотечественников. Этот режим надо припереть к стенке в том числе и методами цивилизованного мира, которые, несомненно, имеются в арсенале международного права. Потенциал армянских специалистов, в частности юристов Диаспоры, вполне способен остановить "подлость и ложь" - для этого нужны полная и всесторонняя поддержка, а главное - решимость и координирующая роль властей Армении и консолидация усилий армянских организаций за рубежом.