«Черная магия» Алиева не удалась: Приняв резолюцию по политзаключенным, ПАСЕ спасла свою репутацию
«Европейская инициатива стабильности» опубликовала очередной доклад о том, как Азербайджан заставляет Европу молчать. Доклад «Черная магия в Страсбурге?» является второй частью предыдущего документа под названием «Икорная дипломатия. Как Азербайджан заставляет Совет Европы молчать». С помощью иллюстраций и сатиры организация коснулась рассмотрения в Парламентской Ассамблее Совета Европы вопроса определения понятия «политический заключенный».
«3-го октября в Страсбурге ожидается крайне важное обсуждение в ПАСЕ - обсуждение вопроса сохранения или или отказа от концепции «политического заключенного», голосование по докладу парламентария из Германии, члена Социалистической группы ПАСЕ Кристофа Штрассера по политическим заключенным. Для того, чтобы представить, что поставлено на карту и почему все внимание тех, кто беспокоится о европейских стандартах демократии, обращено к Страсбургу на этой неделе, мы подготовили следующий политический рассказ. Он иллюстрирует последнюю попытку Азербайджана подорвать доверие к Совету Европы: Маг Ильхам и Совет Европы», - говорится в документе.
Самый распространенный трюк магов все времен: вытащить белого кролика из шляпы.
Ильхам, маг из Баку, на этой неделе попробует выполнить менее распространенный трюк.
Это сцена, на которой Ильхам попробует осуществить свою магию: Большой театр ПАСЕ. Ильхаму даже не нужно появляться самому: его друзья в ПАСЕ помогут ему раз и навсегда решить проблему политических заключенных в Азербайджане.
Чтобы понять, почему это так важно, необходимо вернуться в былые времена, когда жил-был Гейдар, отец мага и его учитель магии. Гейдару удалось приворожить членов ПАСЕ в январе 2001 года, чтобы Азербайджан позволили присоединиться к Ассамблее.
Не все в ПАСЕ уверены, что это была удачная идея. Некоторые отмечали, что Азербайджан имеет серьезные проблемы с арестами людей по политическим мотивам. Решение проблемы политических заключенных стало самой злободневной проблемой для вступления Азербайджана в Совет Европы.
Генеральный секретарь СЕ того времени, Вальтер Швимер (Австрия), решил, что организации необходим энергетический подход к проблеме политзаключенных. Поэтому …
Он попросил уважаемую группу международных юристов помочь расследовать обвинения, касающиеся политических заключенных в Азербайджане. Одним из них был известный швейцарский юрист и судья Стефан Трексель. Его первым шагом было обеспечение ясного определения «политического заключенного». В конце концов, чтобы распознать белых кроликов, нужно знать, что означает выражение «белый кролик». Это определение было одобрено ПАСЕ. Оно было использовано для оценки сотни отдельных случаев с 2001 по 2004 год.
ПАСЕ также назначила специальных докладчиков по политическим заключенным в Азербайджане: сначала бельгийского депутата, затем британского – Малкольма Брюса. Брюс серьезно отнесся к своей работе, посетил Азербайджан, побеседовал с лидерами, продвинул вопрос в обществе и в ПАСЕ. А потом – удача! К 2005 году значительное число политзаключенных было освобождено.
Для Мага Ильхама (ныне – президента Азербайджана), теперь уже не было необходимости в докладчиках. «Доверьтесь мне. Я разберусь с этим», - сказал он ПАСЕ. Ильхам создал в Баку рабочую группу, чтобы разобраться с этим вопросом. Поэтому, когда Малкольм Брюс уехал в 2005 году, ПАСЕ не назначила преемника.
Однако Ильхам разобрался с вопросом по-своему. Уже в августе 2005 года аресты возобновились. Молодой оппозиционный активист Руслан Баширли был одним из них.
В апреле 2007 года журналист Эйнулла Фатуллаев был приговорен к 8,5 годам …
В ноябре 2007 года Ганимат Захидов, еще один оппозиционный журналист, был приговорен к четырем годам лишения свободы на основе сфабрикованных обвинений в хулиганстве.
В июле 2009 года два блогера и активиста с критическими взглядами, Эмин Милли и Аднан Гаджизаде, также были осуждены за хулиганство. Они были приговорены к 2.5 и 2 годам лишения свободы соответственно.
В 2009 году, некоторые люди в ПАСЕ начали подозревать, что их обманули. Рабочая группа, которую Ильхам создал в 2005 году, молчала. Аресты продолжались. Что-то надо было делать…
Так, в марте 2009 года, после четырехлетнего перерыва ПАСЕ назначила германского социал-демократа Кристофа Штрассера, чтобы вернуться к вопросу азербайджанских политических заключенных.
Однако Маг Ильхам подготовил другой фокус. Он заявил, что никому неизвестно, что означает термин «политический заключенный».
А так как «политический заключенный» - это бессмысленное понятие, как например «абракадбра», Ильхам решил, что Штрассеру нечего расследовать. Ему отказали в визе на три года.
Даже хороший маг нуждается в помощнике. У Ильхама их было несколько. Чтобы помочь себе надуть ПАСЕ, Ильхам завербовал сеть помощников, таких как британский парламентарий Майк Хэнкок, который без устали заявлял, что нет никаких политзаключенных или других белых кроликов.
Или Эдуард Линтнер (Германия), влиятельный глава комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека. Покидая ПАСЕ, он магическим образом перевоплотился в лоббиста Ильхама и его друзей.
Или Мовлут Чавушоглу (Турция), председатель ПАСЕ с 2010 по 2012 годы, который заявлял в июне 2005 года, что «Азербайджан преодолел это тяжелое обязательство, и тему можно считать закрытой».
Ловкостью рук Ильхам магическим образом превратил когда-то критически настроенную мониторинговую комиссию докладчиков в апологетов бакинского режима. Среди них – Джозеф Дебоно Грех (Мальта)…
… или Педро Аграмунт, второй докладчик, который неоднократно подчеркивал «важный прогресс в демократизации страны».
С помощью хитрого государственного управления Ильхам Алиев вытворил фокус, который был не в силе осуществить даже его отец и учитель: он заставил замолчать Совет Европы без каких-либо уступок вообще.
Докладчик Штрассер не так легко поддался магии. Он представил свой доклад о политзаключенных в Азербайджане в июне 2012 года в Комитет по правовым вопросам и правам человека. Во втором докладе он отметил, что определение «политического заключенного» от 2001 года остается в силе. Штрассеру пришлось нелегко в Комитете, который его назначил. Помощники Ильхама были намерены заставить его доклад исчезнуть. Они были близки к этому по итогам голосования (26 за, 22 против)…
Несмотря на сложности, Штрассеру удалось указать на 89 случаев арестов на политической основе в Азербайджане. Среди них был Видади Искандеров – правозащитник и бывший кандидат в депутаты парламента. Он был арестован в апреле 2011 года за участие в мирном протесте. Затем он был обвинен в оказании давления на избирателей и был приговорен к трем годам тюрьмы.
Настало время для фокуса Ильхама. Белый кролик – определение политического заключенного…
В эту среду в ПАСЕ, под барабанную дробь и при приглушенном свете Ильхам попробует заставить кролика исчезнуть.
Фокус гениален в своей простоте: нет определения, нет политзаключенных, нет проблемы. Ожидается рекордный аншлаг на заседании ПАСЕ.
«Если ПАСЕ так работает, я скоро буду ее членом», - думает Лукашенко из Беларуси, плохо скрывая зависть. Представить только – как Магом Ильхамом будут восхищаться другие авторитарные лидеры Восточной Европы, если ему удастся совершить последний фокус.
Однако сработает ли фокус? Будет ли большинство в ПАСЕ за исчезновение определения среди бела дня? Возможно. Но это же не кролик, который должен исчезнуть…
Если определение политического заключенного исчезнет, его уже сложно будет вернуть. И авторитет Совета Европы исчезнет вместе с ним.
Другие вещи тоже могут исчезнуть в будущем: например диссидент и блогер с критическими взглядами Заур Гурбанлы, который на прошлой неделе был взят спецслужбами в Баку и исчез на несколько дней. В чем его вина? Он осмелился заявить, что двух сроков достаточно для Ильхама Алиева. Когда Гурбанлы появился, он был обвинен в сопротивлении полиции и задержан…
Этот кролик не должен исчезнуть!
Итак, кто может спасти кролика? Избранные вами парламентарии во всей Европе. По сути, все, что нужно ПАСЕ для спасения своей репутации и легитимности своей работы над вопросом политических заключенных в Азербайджане – поддержать резолюцию, которую поставят на голосование в среду.