«У Турции не хватит духу начать войну». Три причины, которые не позволят Эрдогану «полезть в драку»
Российское издание «Правда.Ру» опубликовало весьма примечательный материал под заголовком «У Турции не хватит духу начать войну» о ситуации вокруг Сирии. Материал приводим без изменений.
Саудовская Аравия и Катар после неудачной организации панарабского похода на Сирию, похоже, нашли того, кто первый полезет в драку – Турцию. В условиях непрекращающегося огневого обстрела премьер Эрдоган призвал население готовиться к войне – благо парламент дал ему на это разрешение. Для России это самый неудачный вариант развития событий.
Саудовские ваххабитские монархии давно стали самостоятельными игроками на Ближнем Востоке. Они имеют для этого и влияние, и деньги. Их единоверцы в Турции (кстати, все руководство страны – выходцы из «Братства») тоже с претензиями на мировое лидерство. Интересно, что злополучный сирийский снаряд упал на турецкую землю 3 октября – на следующий день после того, как египетский президент Мохамед Мурси озвучил там твердое намерение не вмешиваться во внутренние дела Сирии. Призыв эмира Катара к карательной операции под эгидой ЛАГ, прозвучавший на Генассамблее ООН, не нашел сторонников, и тогда была разыграна турецкая карта. 4 октября парламент Турции дал добро на военные операции за пределами своих границ. В воскресенье премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал народ быть готовым к войне с соседом. «Вы должны быть готовы в любой момент вступить в войну, если это необходимо. Если вы не готовы к этому – вы не государство, если вы не готовы к этому – вы не нация», - сказал Эрдоган.
Однако подобные эмоциональные призывы – это продукт для внутреннего потребления, на самом деле Эрдоган не решится на полномасштабную войну против Сирии, хотя и имеет сопоставимую с ней армию. Во-первых, на стороне Сирии сильный союзник по религии – шиитский Иран. Президент Ахмадинежад пообещал, что удар по Сирии автоматически будет означить удар по Ирану со всеми вытекающими последствиями. Вряд ли Ахмадинежад позволит пасть режиму Башара Асада – в этом случае Исламская Республика потеряет выход на Ближний Восток и окажется в кольце врагов.
Во-вторых, по понятным причинам, не явно, но Сирию поддерживает Ирак, где у власти стоит премьер-министр, шиит Нури аль-Малики. Ирак поставляет Сирии мазут вопреки санкциям США, и его аэродромы, по данным тех же американцев, служат транзитной базой для иранских самолетов, которые везут оружие для сил Асада. В Иракском Курдистане проходят военное обучение тысячи сирийских курдов, которые входят в отряды пешмерга («идущие на смерть»). Это грозная сила, готовая в любой момент перейти границу, пересечь слабо населенные суннитами южные районы Сирии и придти на защиту сирийских курдов, которые занимают проасадовскую позицию и воюют против так называемых повстанцев, а на самом деле наемников-ваххабитов. Турецкие власти ясно видят эту угрозу, в последнее время они наносят авиаудары по таким лагерям, несмотря на предупреждения Багдада.
Отсюда вытекает третья и наиболее опасная для Эрдогана проблема – курдская. Если он начнет войну, то удержать турецкий Курдистан в руках уже не сможет. И так уже идет масштабная война с курдами. Об этом говорит краткая новость о потерях в рядах боевиков Курдской рабочей партии за прошлый месяц – 500 человек. По мнению Синана Ульгена, председателя турецкого Центра экономических и политических исследований (EDAM), «большинство населения Турции считает, что политика правительства в отношении Сирии является ястребиной, и многие люди думают, что-то, что происходит в Сирии является делом сирийцев и международное сообщество не должно вмешиваться».