Затягивание сирийского конфликта не выгодно Турции, Анкара стремится любой ценой к военному вторжению или развязке
В связи с последними развитиями в сирийском кризисе корреспондент Panorama.am провел беседу с востоковедом Арменом Петросяном.
- Какова сейчас ситуация в Сирии и в какой стадии находится конфликт?
- К сожалению, военные действия в Сирии сегодня продолжаются с новым размахом, новыми проявлениями. Если в начале сентября на всей территории страны активность военных действий сократилась и были очевидны успехи сирийской армии в ходе столкновений с группировками, то произошедшие в течение последнего месяца бои по своей географии, масштабам и причиненному ущербу были самыми крупными за всю историю конфликта.
В тоже время попытаюсь спрогнозировать, что для активности сирийской оппозиции новым стимулом стал произошедший на турецко-сирийской границе инцидент и одобренный турецким парламентом документ о проведении трансграничных операций на территории Сирии.
Хочу также отметить, что если Турция будет медлить с реализацией определенных шагов, что в данный момент весьма вероятно, то спустя некоторое время мы станем свидетелями сокращения военных действий, поскольку очевидно, что у «мятежников» есть проблема урегулирования некоторых вопросов перевооружения, перегруппировки и тыла.
- Фактически преимущество на стороне режима?
- Пока да, поскольку оппозиционеры не имеют единого лидера, разобщены и не пользуется доверием сирийского народа, тем более, когда в их рядах действуют крайне радикальные исламские группировки.
При этом среди антиправительственных сил просматривается довольно опасная тенденция – цель оправдывает средства. То есть, свержение Башара Аль-Асада становится свехцелью и против сирийского режима объединяются, особенно благодаря усилиям внешних спонсоров оппозиционеров, вторгшиеся на территорию Сирии полностью различные этнические, религиозные, идеологические вооруженные группировки, преследующие каждая свою цель.
В последнее время в числе обсуждаемых в СМИ тем выделяется информация о возросшем участии Аль-Каиды в военных действиях на территории Сирии, при этом следует отметить, что «Аль-Каида» – собирательное название для подобных группировок, не связанных напрямую с этой террористической сетью. В данном контексте большую важность имеет контрольно-пропускной пункт «Баб-аль-Хава» на сирийско-турецкой границе. В целом, борьба за приграничные контрольно-пропускные пункты имеет довольно серьезный, стратегический характер, что свидетельствует об усилиях вооруженных группировок создать коридоры для обеспечения помощи с тыла.
- А как Вы охарактеризуете вовлеченность Турции в последние развития сирийского конфликта?
- Турция напрямую вовлечена в сирийский конфликт, и это уже неопровержимый факт. Турецкими властями была выбрана именно присущая этой стране декларативная политика, то есть и в этот раз мы стали очевидцами противоречий между словами и делами турецкого руководства. Несколько дней назад министерство иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии направило послания председателю Совета безопасности и генеральному секретарю ООН, в котором обвинило Турцию в поддержке терроризма.
То обстоятельство, что подобная политика официальной Анкары недальновидна, авантюрна и ответственные за турецкую внешнюю политику лица ошиблись в своих расчетах, становится очевидным также из предпринятых Турцией последних шагов. Вне сомнения, что в вопросе Сирии Турция оказалась в застойной ситуации. Я уверен в одном, что затягивание сирийского конфликта ни в коем случае не выгодно Турции. Анкара стремится любой ценой к военному вторжению или развязке. Об этом свидетельствуют ставшие в последний период частыми турецко-американские контакты на высоком уровне, основной темой которых является обсуждение путей урегулирования сирийского конфликта, и конечно, нынешние развития в турецко-сирийских отношениях.
- На ваш взгляд, Турция осуществит военное вторжение на территорию Сирии?
- По сути, ничего нельзя исключать, это обусловлено дальнейшим развитием событий, поскольку в этом конфликте довольно высок фактор внезапности (непрогнозируемости). На мой взгляд, именно в данном контексте нужно рассматривать последние проявления в турецко-сирийской напряженности, преследующие в первую очередь цель предупредить сирийский режим, затем, проверить отношение североатлантических партнеров Турции в вопросе прямого внешнего вмешательства в сирийский конфликт. Тот факт, что эти развития не имели продолжения, значит, что Запад пока не готов поддержать турецкие стремления. А самостоятельно Турция не пока не пойдет на такую авантюру, поскольку в Анкаре также прекрасно понимают возможные последствия этого как для всего региона, так и для самой Турции.