С. Минасян: Урегулирование новой властью Грузии отношений с армянами Джавахка может повлиять на ситуацию с ЮО и Абхазией
В связи с создавшейся в Грузии после парламентских выборов 1 октября политической ситуацией и дальнейшими развитиями корреспондент Panorama.am провел беседу с заместителем директора Института Кавказа, политологом Сергеем Минасяном.
- В последние годы Грузия в региональном плане завоевала имидж быстро развивающегося и зафиксировавшего в результате демократических реформ большие успехи государства. Эти успехи обычно идентифицируются с президентом Михаилом Саакашвили и руководимой им политической силой, которая, однако, потерпела поражение на парламентских выборах. Что в действительности произошло?
- Многие грузинские эксперты отмечают, что реализуемые в Грузии реформы в действительности завершились еще в 2007 году, до начала войны. После этого те представления о Грузии, которые формировались вне этой страны, а также в Армении, в действительности были просто PR.
Не следует забывать, что в ноябре 2007 года возглавляемые Саакашвили грузинские власти применили грубую силу против оппозиции, и поэтому Саакашвили вынужден был в январе в 2008 года провести внеочередные парламентские выборы. То есть, серьезные внутриполитические проблемы существовали еще тогда.
Кроме того, Саакашвили начав в пятидневную войну в августе 2008 года и потерпев поражение, потерял территорию непризнанных республик Южная Осетия и Абхазия и надежды вернуть их в обозримом будущем и получил в качестве компенсации помощь в размере 4.5-5 миллиардов США. Это предоставило возможность до конца 2008 года реализовать те программы, которые удивляли и армян, и русских и западных наблюдателей.
Однако реальность несколько иная – Саакашвили и его команда попытались очень быстро модернизировать Грузию, однако когда эти попытки прекратились, начали использовать PR. Но люди, замечающие серьезные социально-экономические и внутриполитические проблемы понимали, что PR не может постоянно заменять реальную политику, в результате чего сформировалась та ситуация, свидетелем которой мы стали до и после парламентских выборов в Грузии.
- После парламентских выборов оппозиционна коалиция «Грузинская мечта» пришла к власти и формирует правительство, а возглавляемая президентом Грузии М.Саакашвили партия «Единое национальное движение» фактически стала оппозицией. В таких условиях, какая политическая сила в действительности будет играть определяющую роль в политической системе Грузии?
- В результате этих неожиданных политических развитий в Грузии политическая практика и конституционно-правовая система столкнулись друг с другом. Вся исполнительная власть переходит к бывшей оппозиции, а М.Саакашвили в формальном смысле исполняет роль английской королевы.
Возглавляемая Иванишвили коалиция состоит из самых различных политических сил и если Саакашвили удастся мобилизовать до президентских выборов 2013 года остатки своей партии, а политический имидж Иванишвили за этот период претерпит определенные изменения, потеряет поддержку различных партий-членов коалиции, то могут последовать очень интересные развития.
Однако до этого необходимо учесть ту реальность, что Иванишвили будет формировать правительство, посему в рамках тех полномочий, которые принадлежат его коалиции, такие как сферы внешней политики и обороны, Армения и остальные страны естественно будут иметь дело с руководимой Иванишвили политической силой. В данном контексте могут быть довольно интересные развития и в армяно-грузинских отношениях.
- Некоторые аналитики сравнивают состоявшиеся в Грузии выборы и внутриполитические реалии с армянской действительностью и предполагают, что подобные развития могут произойти также в Армении. На Ваш взгляд, насколько адекватно подобное сравнение?
- Хотя проводить сравнения интересно, однако найти прямые аналогии несколько сложно. Саакашвили, можно сказать, практически «уничтожил» все оппозиционное поле. Однако Бидзина Иванишвили стал исключением. В вопросе «уничтожения» самого богатого человека Грузии силы Саакашвили оказались недостаточными. Год назад, в октябре 2011 года, когда Бидзина Иванишвили заявил о том, что вступает в активную политику, вокруг него объединилось все оппозиционное поле. Следовательно, создалась ситуация, когда политическое поле представляло собой черно-белую картину, была власть и оппозиция. Это..
Следовательно, создалась ситуация, когда политическое поле представляло собой черно-белую картину, была власть и оппозиция. Это поляризация была такой сильной, что мобилизовать оппозиционно настроенный электорат не представляло никакой трудности. Образно выражаясь, не обязательно, чтобы ты поддерживал Иванишвили, однако, будучи против Саакашвили, ты сам по себе выступаешь за оппозицию и поддерживаешь ее. То есть, в Грузии сработало то, что в условиях Армении довольно сложно осуществить. В Армении внутриполитическая ситуация не такая черно-белая и в отличие от Грузии не столь поляризована.
- Вы отметили, что в Грузии могут быть интересные политические развития? Какие возможные развития можно прогнозировать?
- Главные развития, которых с нетерпением ожидают и в Грузии, и за ее пределами, какие изменения произойдут в российско-грузинских отношениях. Несмотря на свое ограниченное влияние, фактор российско-грузинских отношений отразится на отношениях Грузии с другими государствами, а также на армяно-грузинских отношениях.
Предполагается, что в социально-экономической сфере Бидзина Иванишвили может иметь серьезные проблемы, поскольку все ожидают, что завтра он повысит зарплаты и т.д. Конечно, это не произойдет сразу и вызовет некоторые разочарование в обществе, однако с другой стороны многое будет зависеть от того, будет ли иметь Иванишвили успехи в вопросах формирования новых правил игры как во внешней, так и внутренней политике. В целом, пока сложно давать четкие оценки, в дальнейшем у нас появиться достаточный материал, чтобы проанализировать возможные развития.
- Как будут развиваться армяно-грузинские отношения, какие изменения можно ожидать в вопросе Джавахка?
-После парламентских выборов в Грузии на всех уровнях будут проведены довольно серьезные кадровые изменения, на мой взгляд, то же самое мы увидим и в Джавахке. Недавно, представитель штаба Бидзины Иванишвили в Джавахке Мелик Раисян заявил в своем интервью, что с Иванишвили и его командой достигнуты договоренности о том, что в политику центрального руководства в вопросе Джавахка будут внесены некоторые изменения, связанные с более ощутимыми возможностями в сфере местного самоуправления.
Станет это реальностью или нет, покажут дальнейшие развития, однако сформировавшаяся новая политическая ситуация создала новые надежды и ожидания как во всей Грузии, так и в Джавахке. Представители коалиции Бидзины Иванишвили, в частности члены Республиканской партии, имеют довольно либеральные подходы в вопросе Джавахка. В отличие от других национальных меньшинств, грузины рассматривают в так сказать одинаковой «весовой категории» только армян. Армян считают также конкурентами как в самой Грузии, так и во всем регионе.
С другой стороны после выборов общественно-политическая ситуация в Грузии станет менее напряженной, что позитивно отразится в вопросе Джавахка. На мой взгляд, те армянские политические силы, которые поддерживали коалицию Иванишвили, получат возможность начать некоторую политическую деятельность в Джавахке, и в таком случае Грузия выиграет больше.
Если удастся урегулировать в Джавахке армяно-грузинские отношения таким образом, чтобы они стали образцовыми, эталонными, это реальность может позитивно повлиять на новую политику, которую Грузия пытается проводить в отношении Южной Осетией и Абхазией.