Дилетантизм остается дилетантизмом. Э. Шармазанов выступил с разгромной критикой предложений экс-главы МИД Армении В. Осканяна
Вице-спикер парламента РА, пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов ответил на недавние критические выступления лишенного депутатской неприкосновенности, обвиняемого в растрате и отмывании доходов члена фракции партии «Процветающая Армения» Вардана Осканяна, которые бывший министр иностранных дел публикует на своей страничке в социальной сети Facebook.
Анализ, проведенный Э. Шармазановым, и его ответ публикуем без сокращений.
«Бывший министр иностранных дел, депутат от партии «Процветающая Армения» Вардан Осканян на своей страничке в Facebook недавно выступил с очередной критикой в адрес проводимой властями РА внешней политики. Предметна ли эта критика или же укладывается во внутриполитические рамки, являясь дешевым популизмом?
Осканян с «удивлением реагирует» и не понимает важность азиатского, африканского и латиноамериканского турне действующего главы МИД Армении. Конечно, это «непонятно, поскольку в течение десяти лет работы Вардан Осканян предал забвению вышеуказанные регионы, в результате чего десятки стран попросту «отдались» антиармянской политике Азербайджана. Может, именно это безразличие и породило «венец» десятилетнего комплементаризма Осканяна – антиармянскую резолюцию ГА ООН 2008 года, за которую, кстати, проголосовали оказавшиеся в дальнейшем в центре внимания нашего государства страны. Быть может, то, что делается сегодня – это устранение прежних недоработок и их последствий, лучшим свидетельством чему является выраженная главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном в Мехико обеспокоенность и требование объяснений.
В. Осканян перечисляет также последние региональные развития (экстрадиция Сафарова, эскалация азербайджано-иранской напряженности, российско-турецкие вопросы и т.д.), которые, по его мнению, «создают для нас серьезную возможность изменить акценты по двум важнейшим вопросам – Нагорный Карабах и армяно-турецкие отношения».
По логике бывшего министра иностранных дел, армянская дипломатия, пользуясь фактом экстрадиции Сафарова, должна была перейти от защиты права народа Нагорного Карабаха на самоопределение к фиксированию уже состоявшегося на протяжении 20 лет факта самоопределения. Должен ли этот процесс быть начат только сейчас? Ведь право народа Нагорного Карабаха на самоопределение лишь с 2008 года начало укрепляться и указываться в публичных заявлениях международного сообщества.
Говоря «зафиксировать факт самоопределения», Осканян предлагает, чтобы «Армения и Нагорный Карабах в качестве двух суверенных политических единиц подписали соглашение, гарантирующее безопасность НКР». Возникает вопрос – что мешало Осканяну выступить с подобным предложением, когда он возглавлял МИД? Неужели бывший глава внешнеполитического ведомства не осознает, что сегодня в переговорах армянская сторона противостоит азербайджанскому нефте-финансовому превосходству своим дипломатическим превосходством. Неужели не видит, что именно это превосходство повергло в судороги Баку, который делает последние попытки покинуть нынешний формат переговоров?
А что же предлагает Осканян? По сути, бывший министр ИД предлагает сыграть на руку Азербайджану и ответить на отступнические по части переговоров действия Баку соответствующими регрессивными действиями.
Всем известно, и это не единожды заявлялись на самом высоком уровне, что Армения гарантирует безопасность Нагорно-Карабахской Республики, и практическое обеспечение этой гарантии, полагаю, ни у кого не вызывает сомнений. Не раз заявлялось, что Армения признает НКР в случае провала Азербайджаном переговорного процесса.
После освобождения Сафарова Армения выиграла в переговорах ровно настолько, насколько проиграл Азербайджан, и это продолжает отражаться как в рамках Минской группы ОБСЕ, так и вне ее, в отношении главных международных акторов к Баку.
Что касается российско-турецких отношений, то удивительно, как для него остается неясным, что отношения Армении и России находятся на таком высоком уровне, который не требует, чтобы мы пользовались улучшением или ухудшением взаимоотношений нашего союзника с иными странами. Предложение же отозвать подписи под армяно-турецкими протоколами, воспользовавшись напряженностью в турецко-сирийских отношениях, не укладывается в рамки какой бы то ни было логики. Весь мир сегодня указывает на Турцию, отмечая, что мяч находится на турецком поле. Следуя предложениям Осканяна, можно не только вернуть мяч на армянское поле, но и увидеть его в армянских воротах.
По сути, предложения Осканяна по карабахской проблеме и армяно-турецким протоколам можно охарактеризовать как дилетантизм. Временами можно послушать критику не имеющего внешнеполитического опыта аналитика в адрес осуществляемой властями Армении дипломатии. В какой-то мере это можно понять, поскольку частное лицо, оторванное от реальной политики, имеет иные представления обо всем этом и нередко свои примитивные подходы представляет в пределах реального и возможного. Но когда подобные суждения допускает лицо, занимавшее на протяжении 15 лет самые высокие посты в МИД, то здесь уже возникают серьезные проблемы. Дилетантизм остается дилетантизмом...»