Вардан Осканян: Обеспечение безопасности армян в Сирии должно стать одним из приоритетов внешней политики Армении
Лишенный депутатской неприкосновенности член фракции партии «Процветающая Армения» (ППА), экс-глава МИД РА Вардан Осканян в этот раз на своей странице в социальной сети Facebook обратился к положению сирийских армян в республике.
В своем комментарии бывший министр иностранных дел написал:
«Сегодня в Армении находятся свыше пяти тысяч сирийских армян, которые нашли убежище на Родине, оставив в Сирии свои дома и дела. Их и нас волнуют 2 основных вопроса: как и когда закончится этот кошмар в Сирии и что может сделать Армения для сирийских армян из того, что еще не сделала.
Для того, чтобы найти верный ответ на первый вопрос, нужно понять, каковы основные причины этого противостояния. На мой взгляд, их три:
а) атмосфера, созданная Арабской весной;
б) накопившиеся в Сирии в течение 40 лет напряженность и недовольство;
в) заинтересованность внешних сил в свержении президента Башара Асада.
Спустя 2 года после начала противостояния эти факторы существенно изменились: отсутствует не только атмосфера Арабской весны, но и в странах, в которых произошла смена власти, чувствуется определенная разочарованность. В самой Сирии большая часть населения уже начинает понимать, что платит очень высокую цену за инициированные перемены, которые в какой-то степени дают некоторым повод для злоупотреблений. А внешние силы, кажется, уже пришли к заключению, что этим путем будет трудно свергнуть Асада.
Поэтому данная ситуация позволяет надеяться, что разрешение конфликта может наступить довольно скоро. Но сложность в том, что за эти 2 года в Сирию проникли неконтролируемые силы, и разрешение конфликта в какой-то степени зависит и от них, а не только от возможного соглашения между Россией и США, противостояния сирийских властей и оппозиции и договоренностей между ними. Поэтому сегодня очень сложно предсказать, когда и как закончится все это.
Что касается второго вопроса, то сирийские армяне – единственные представители нацменьшинств Сирии, у которых есть национальное государство. Сирийские армяне, в частности, почувствовали существование государства, когда Армения создала условия для сирийских армян, желающих найти приют на Родине. В Армении по мере возможностей предпринимаются шаги по облегчению их забот посредством предоставления льгот в образовательном, духовном, культурном и др. аспектах.
Однако проблема в том, что большая часть армянской общины продолжает оставаться в Сирии и с каждым днем ее существование все более попадает под вопрос. И вот здесь Армении есть что делать, и она должна была уже задействовать свои дипломатические рычаги для облегчения положения наших соотечественников в Сирии. Я не вижу наши активные консультации с Дамаском, Москвой и Тегераном с одной стороны и со странами, вовлеченными в эту проблему, – с другой. До сегодняшнего дня не заметна наша дипломатическая работа, по крайней мере, с США, Катаром, Ливаном и Иорданией. Было бы, конечно, лучше, если бы наши отношения с Турцией не были бы испорчены до такой степени, чтобы мы могли говорить и с Анкарой.
Считаю, что глава МИД Армении должен встретиться со специальным представителем ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии Лахдаром Брахими. Иначе говоря, сегодня одной из приоритетных задач нашей внешней политики должен стать вопрос безопасного существования армянской общины в Сирии».