Чингиз Султансой вразумил Гражданина Азербайджана: критиковать надо не British Petroleum, а режим Алиева
Недавно на правительственном сайте азербайджанского информагентства «1ньюз.аз» была опубликована статья «Письмо читателя: ВР в Азербайджане – классика фальшивого „партнерства”. Взгляд изнутри». В предисловии к материалу было указано, что после публикации на сайте критического материала о британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP) к агентству обратился один из читателей, «не понаслышке знакомый» с ситуацией в этой сфере. Он написал свои соображения о проблеме, «глазами человека, наблюдающего за работой компании изнутри». Письмо было опубликовано, и под ним стояла подпись – «Гражданин Азербайджана».
Данное письмо стало предметом обсуждений в соцсетях и породило множество вопросов. Не имея возможности взять у «гражданина» интервью лично, на азербайджанском сайте «Хаккин.аз» журналист Чингиз Султансой адресовал ему свои вопросы в форме статьи.
В своем письме агентству «1ньюз.аз» читатель отметил, что представители Азербайджана встречались с представителями ВР в основном на торжествах и совещаниях, где «партнеры» мастерски разворачивали светлый и пушистый образ британского «благодетеля» – эдакого «большого белого брата», принесшего в Азербайджан новые технологии и души не чающего в азербайджанском народе: «Однако на уровне ежедневного соприкосновения национальные кадры, вовлеченные в работу консорциума, наблюдали совершенно иную картину… Картину двойных стандартов, лицемерия, откровенной неприязни к азербайджанцам и поведения, которое иначе, как расизмом, нельзя было назвать».
В связи с этим автор статьи спрашивает читателя, знает ли последний, что проявление расизма и всех других видов этнической и конфессиональной дискриминации являются уголовно наказуемым деянием. «Если в ВР была создана такая атмосфера, что сотрудники боялись вынести сор из избы, – как говорите вы, – и пожаловаться в суды, например, то чем, на ваш взгляд, объясняется неведение и отсутствие каких-либо сообщений руководству страны со стороны Генпрокуратуры и МНБ? Как, на ваш взгляд, это неведение или бездействие характеризует работу Генпрокуратуры и МНБ? Или же, в случае наличия таких сообщений, как это характеризует позицию руководства страны?» – вопрошает автор.
Касаясь комментариев «гражданина» о неуважении к азербайджанскому языку, Султансой спрашивает: «Как вы думаете, почему не был проявлен «своевременный интерес к атмосфере, созданной внутри британской компании» для того, чтобы остановить «своеволие «партнера» и «неуважение к государственному языку»? Исключаете ли вы, что «неуважение к существенной компоненте договорных отношений, т.е. государственному языку Азербайджана» ВР является продолжением и подпитывается неуважением к азербайджанскому языку, которое есть во властных структурах страны?»
«Гражданин Азербайджана» в своем письме отметил, что «Двойные стандарты – как модель поведения, разработанная ВР для применения в Азербайджане, прижилась здесь настолько успешно, что стала поистине уникальным явлением в глобальных операциях этой кампании». В связи с этим автор спрашивает, чем объясняется, «что Двойные стандарты – как модель поведения, разработанная ВР для применения в Азербайджане, прижилась здесь настолько успешно», что породила описываемые в письме случаи?
Разработала ли ВР эту «модель поведения» только «для применения в Азербайджане» или она применяется еще где-нибудь в странах третьего мира? И если только для Азербайджана, то только лишь ВР виновата или есть ли в этом доля вины и азербайджанской стороны?
«Приходилось ли вам наблюдать «двойные стандарты – как модель поведения» вне сферы контроля ВР в Азербайджане? Если да, то чем объясняются такие «двойные стандарты» и «модель поведения» в Азербайджане – вне ВР? Сыграла ли роль в том, что «двойные стандарты - как модель поведения прижилась здесь» общественно-политическая атмосфера современного Азербайджана? И если сыграла, то какую? Как вы считаете, применяются ли «двойные стандарты» в нынешней экономической, финансовой, культурной, молодежной и прочей политике в Азербайджане?» – задает вопросы Султансой.
Следующий вопрос, касался проблемы неравноправия разных групп в компании BP – азербайджанцев и британцев. «Приходилось ли вам слышать или читать про деление граждан Азербайджана на 2 условные группы, в которых к первой относятся олигархи, министры, высокопоставленные чиновники, приближенные к правящей семье бизнесмены, деятели культуры, литературы и искусства и их родственники, а ко второй группе – все остальные азербайджанцы, в том числе деятели культуры и литературы?» – продолжает Султансой.
Он также спрашивает «Гражданина Азербайджана», не приходилось ли ему наблюдать ситуации, когда представитель одной из двух этих групп, – находящихся за пределами влияния ВР в Азербайджане, естественно, – «считается априори правым во всем, что бы он ни говорил и ни делал»? А представитель другой «с точностью наоборот» и «на все случаи жизни должен априори рассматриваться как потенциально виновный», переадресует «гражданину» его же фразы Ч. Султансой.
«Приходилось ли вам видеть или слышать, как для того, «чтобы запустить этот механизм достаточно одного электронного письма» от представителя первой группы «с какой-либо жалобой» в отношении представителя второй в Азербайджане – вне пределов влияния ВР? Знаете ли, что «Если же такое письмо поступит от» представителя второй группы в отношении первой, «то разбирательство начнется в отношении» человека «отправившего письмо»? Слышали ли вы про такие поразительно похожие случаи в Азербайджане?» – пишет он.
В конце материала, автор спрашивает читателя, чем объясняются такие «двойные стандарты» и «модель поведения» вне ВР в Азербайджане: «Сыграла ли роль в том, что «двойные стандарты как модель поведения прижилась здесь» атмосфера алиевского Азербайджана? И если сыграла, то какую? Как вы считаете, применяет ли «двойные стандарты» в своей экономической, финансовой, культурной, молодежной и иной политике президент Ильхам Алиев?».