Лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян: В Баку я бросил вызов не только Азербайджану…
Panorama.am представляет интервью с лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном.
- Вы уже объявили о том, что выдвинете свою кандидатуру на предстоящих в феврале 2013г. выборах президента Армении. С каким программами и видением перспектив Вы собираетесь участвовать в президентских выборах?
- Мое предвыборное заявление получит официальную форму и содержание в полдень 22 декабря в гостинице «Armenia Marriott».
- Вы по какому-то случаю отметили, что только в форс-мажорной ситуации можете снять свою кандидатуру в пользу другого кандидата. О каком форс-мажоре идет речь?
- В настоящее время я не собираюсь менять своего предварительного решения, однако если до 22 декабря ситуация изменится, станет аргументированной, а не конъюнктурной, я готов уступить. Я всегда говорил, что государство, народ, политика должны иметь альтернативу. Однако, к сожалению, каждый из трех президентов Армении, когда хотел быть переизбранным, всегда напрямую или косвенно пытался представить, что мы находимся в сложной обстановке, в состоянии войны, и как президент он не имеет альтернативы. На мой взгляд, есть многочисленные альтернативы, и если до 22 декабря они представятся, возможно, подвигнут меня на пересмотр предварительного решения.
- На днях партия «Процветающая Армения» заявила, что не будет выдвигать своего кандидата на президентских выборах и не поддержит других кандидатов. «Армянский национальный конгресс» пока молчит и не уточнил формат участия. Как Вы оцениваете все это, что изменилось после заявления «Процветающей Армении»?
- Моя оценка – чисто политическая. Я пытаюсь воздерживаться от теорий заговоров и интриг. Понимаю, что ситуация прозаическая, жесткая, и, именно исходя из нее, некоторые силы и политические деятели принимают решения. Это решение в сфере правомочий партии «Процветающая Армения» и ее лидера Гагика Царукяна, и я его уважаю. В нем есть и скромность, и расчет, и интерес, и мудрость. Однако повторю, что намного важнее, какое продолжение будет иметь это решение. Не участвовать в выборах само по себе тоже новшество, однако, в какой-то мере, далекое от политической логики. В конце концов, после этого заявления, на мой взгляд, многие будут внимательно следить за его выполнением. Сила, провозгласившая себя после парламентских выборов альтернативой, должна решить, продолжает ли она идти по альтернативному пути, поддерживая во имя будущего Армении другие силы, или, исходя из различных расчетов, должна вернуться в старую коалиционную логику партократии. Думаю, это проясниться в ближайшее время, не хочу прогнозировать. Могу лишь надеяться, что различные партии, общественные движения и граждане правильно сориентируются, а правильным является не объединение вокруг того или иного человека, а стремление принести победу реально народу.
- В данном контексте, с какими политическими силами и в каком формате Вы готовы сотрудничать? С партией «Свободные демократы», кажется, сотрудничество не состоялось?
- Я неоднократно отвечал на вопрос о партии «Свободные демократы». Партия «Наследие» всегда искала совместные политические и общественные решения. Мы предложили различным партиям и представителям гражданского движения рассматривать «Наследие» не как очередную партию, а как трибуну свободных граждан. С такой же логикой мы решили, что если кто-то согласится, будь то партия или отдельные граждане, участвовать с ними в выборах не альянсом, а совместным списком партии «Наследие». Эту попытку нельзя считать неверной. Сама по себе попытка была необходимостью, поскольку ни одна партия, личность, отдельно взятая, не может ничего сделать. В итоге я пришел к заключению, что нужно продолжать попытки совмещения общественного и политического поля, более внимательно рассматривать слова людей, соответствие их слов делам, однако никогда не приписывать различие между словом и делом того или иного лица обществу или всей партии.
В настоящее время в плане избирательных процессов мы готовы сотрудничать со всеми политическими силами вне властной системы, с гражданскими движениями и независимыми гражданами, которые хотят изменить страну. А после выборов, когда будем иметь впервые де-юре выборы и власть, мы будем сотрудничать со всеми. В этот раз уже с учетом приобретенного опыта, более трезво, однако никоим образом не сковываясь или ограничиваясь стереотипами.
- Господин Ованнисян, с 21 по 24 ноября Вы принимали участие в заседании VII Генеральной Ассамблеи Международной конференции политических партий Азии (ICAPP), где инцидент, связанный с документом под названием «Бакинская декларация», получил серьезный резонанс и различные оценки. В чем была важность Вашего визита в Баку? Что он дал Армении?
- Любая международная организация, которая имеет региональную или глобальную вовлеченность, должна интересовать нас в качестве трибуны. Не следует смотреть на вопрос с точки зрения «что нам дает визит», а необходимо понять, что армянская позиция должна всегда «присутствовать», а не «отсутствовать». Именно с этим пониманием я и отправился в Баку. Мы должны использовать все возможные трибуны во имя наших интересов. Считаю, что присутствие там одного человека из Армении многое изменило, и именно для них, не обязательно для Армении. Представители различных партий из 25 стран впервые встретились с армянином, услышали, что кроме 20% азербайджанской территории и одного миллиона азербайджанских беженцев существует и иная истина. А именно – не 20%, а ноль процентов, не оккупированы, а освобождены, не один миллион, а 700 тысяч. Услышали про 500 тысяч армян, насильственно депортированных из Нагорного Карабаха, Нахичевана, Баку, Сумгаита, Гандзака, Шаумяна. Кроме того, существует проблема Западной Армении. Присутствие одного человека изменило весь регламент. Согласно программе мероприятия, «Бакинская декларация» должна была быть принята отдельным пунктом, однако мое присутствие многое изменило. Я понял, что в начальном варианте резолюции не было и намека на Армению, Арцах и Азербайджан, и документ должен был быть принят вслепую. Тогда я бросил вызов не только правительству или правящей партии Азербайджана, но также сопредседателям Организации, заявив, что о принятии декларации не может быть и речи, поскольку нет консенсуса, не было даже голосования.
- После «дела Сафарова», по мнению ряда экспертов, переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта находятся в замороженном состоянии. Как Вы оцениваете переговорный процесс?
- Мне не нужны дополнительные доказательства или же смерть Гургена Маргаряна, чтобы понять, что Нагорно-Карабахская Республика должна быть признана Арменией и международным сообществом в своих конституционных границах. Однако последние события должны были показать всем сомневающимся, что невозможен возврат к отправной точке ни в каких условиях. Арцах должен быть признан. Армения не использовала в своем дипломатическом арсенале даже эту трагическую реальность. Во всяком случае, Азербайджан продолжает воинственную политику, предопределил исход переговорного процесса, заявляя, что никогда не признает НКР. Так что, все опасения относительно того, что признание Арменией независимости Арцаха приведет к войне, по-моему, являются безосновательными и устаревшими. Может быть, лет 15 назад все это бы имело отношение к действительности, но сегодня НКР опережает и Косово, и Абхазию. Примечательно, что страны-сопредседатели признали новые государства. Нагорный Карабах должен быть признан всеми, и в первую очередь, это должна сделать Армения. Считаю, что изначально Мадридские принципы были неправильными, неприменимыми, а сегодня уже недействующими. Переговорный процесс должен быть продолжен при участии НКР, в ходе которого должны быть решены такие вопросы, как приграничное разоружение Арцаха и Азербайджана, гарантии и механизмы безопасности, многосторонний и одновременный возврат беженцев. Считаю также, что формат сопредседателей Минской группы не изжил себя, однако должны поменяться принципы, а Армения должна руководствоваться интересами суверенного государства.
Материалы по теме:
Заявления Раффи Ованиссяна в Баку: Причина карабахского конфликта – агрессия Азербайджана
Лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян подвел итоги участия в Генассамблее ICAPP в Баку