Президент Армении С. Саргсян: Азербайджан надеется на силовое решение карабахского вопроса (Видео)
Президент Армении Серж Саргсян в интервью телеканалу «Россия 24» прокомментировал карабахское урегулирование и возможные развития по этой проблеме.
– Весь уходящий год продолжалась напряженная дискуссия вокруг Нагорного Карабаха, и видимых изменений мир не наблюдал. Как Вы оцениваете ход этой дискуссии и какие прогнозы сейчас Вы делаете?
– Летом прошлого года и страны-сопредседатели, и мировое сообщество в один момент пришли к выводу, что мы с Азербайджаном договорились об Основных принципах. Но Казанская встреча, как лакмусовая бумага, сразу же показала, что Азербайджан не готов к решению вопроса. И новые требования, выдвинутые со стороны Азербайджана в Казани, естественно, были неожиданными, во всяком случае и для нас, и для сопредседателей. Последующие события показали, что на самом деле Азербайджан не согласен с этими тремя принципами. Азербайджан наращивает свои военные возможности. Азербайджан надеется на силовое решение этого вопроса. Но несмотря на это, мы не видим альтернативы переговорам, потому что альтернатива – боевые действия, а мы ни в коей мере не хотели бы, чтобы возобновились боевые действия. Вы знаете, суть проблемы – это борьба народа Нагорного Карабаха за самоопределение. События последнего года еще раз подтвердили то, о чем карабахцы в течение этих 70 лет во всеуслышание заявляли – что у них нет будущего в составе Азербайджана. Понимаете, когда каждый день эти люди слышат от руководства Азербайджана, что армяне являются врагами азербайджанцев, что Ереван, который в ближайшем будущем отметит свое 2800-летие, является «исконной азербайджанской землей», когда эти люди слышат, как убийцу героизируют, выплачивают зарплату за срок, проведенный в венгерской тюрьме (имеется в виду азербайджанский офицер Рамиль Сафаров, убивший в 2004г. в Будапеште армянского офицера Гургена Маргаряна, осужденный на пожизненное заключение, но летом 2012г. экстрадированный венгерскими властями в Баку. – Примеч. ред.), то этот народ и слышать не хочет и не будет иметь никаких связей с Азербайджаном. Конечно же, мы являемся гарантом безопасности населения Нагорного Карабаха, и если на самом деле эта авантюра, которая сейчас предпринята, вступит в фазу военных действий, то армяне всеми своими возможностями будут защищать население Нагорного Карабаха. Может возникнуть вопрос: а Азербайджан экономически сильнее, в Азербайджане население больше… Но это, во-первых, не самые основные условия, а во-вторых, я не думаю, что хоть какой-то процент населения Армении или армянства вообще согласится под каким-либо нажимом уступить Карабах. Поэтому на самом деле мы будем всеми доступными мерами защищать Карабах. Я думаю, что если, не дай Бог, такое произойдет, то мы найдем методы принуждения по прекращению боевых действий. Кроме того, мы в таких случаях, конечно же, обратимся к своим военно-политическим союзникам по канонам, которые обозначены в наших межгосударственных договорах.
– Как Вы оцениваете эффективность сил ОДКБ и подразумеваете ли Вы под этими партнерами, к которым можно обратиться, как раз союз ОДКБ?
– В сентябре в Ереване состоялись Совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР. – Примеч. ред.) ОДКБ «Взаимодействие-2012». Учения прошли на высоком профессиональном уровне. Я долгое время возглавлял военное ведомство Армении, а до этого в реальных условиях был знаком с действиями военных. И скажу вам, что войсковые подразделения, которые принимали участие в учениях и вообще Коллективные силы оперативного реагирования готовы решать сложнейшие вопросы. Организация наша эффективная, и сегодня на Совете, на очередном заседании стало ясно, что главы государств-членов ОДКБ намерены и далее развивать военную составляющую ОДКБ.
– И все-таки будете ли Вы рассчитывать на поддержку сил ОДКБ, в случае…
– Конечно, было бы странно не рассчитывать. Тогда почему, зачем мы в этом союзе? Потому что страны вошли в этот союз именно с тем, чтобы в нужный, необходимый момент поддержать друг друга.
– Все-таки вероятность решения проблемы военным путем и путем переговоров в процентах, в ближайшее время, как Вы можете оценить.
– Сейчас сложно, конечно, говорить обо всем этом на языке процентов, но во всяком случае мы очень-очень надеемся, что переговорный процесс будет продолжен и мы найдем какой-то выход.
– А предмет для переговоров Вы видите еще, точки соприкосновения?
– Да, конечно. Думаю, что казанский документ еще на столе. Поэтому я надеюсь, что все-таки мы придем к какому-то решению. Мы просто обязаны прийти к какому-то решению, потому что боевые действия не устраивают, естественно, и не устраивают также Азербайджан. Я не думаю, что азербайджанские солдаты хотят воевать, не думаю, что азербайджанский народ хочет воевать. Кстати, мы ни один народ ни считаем своим врагом.
– Ни один народ не хочет воевать, надо надеяться…
– Да, но к сожалению, всегда в «голову» азербайджанского народа пытаются как бы разместить именно то, что «армяне – наши враги». Это плохо.