Хроника отношений между Ираном и Азербайджаном за 2012 год. Взаимное недоверие сохранилось
На фоне произошедших между двумя соседними шиитскими странами –Ираном и Азербайджаном– в течение 2012 года процессов отношения этих двух стран сложно назвать добрососедскими.
Несмотря на то, что в ходе официальных встреч официальные лица двух стран заявляют, что склонны к построению добрососедских отношений, тем не менее, в реальной политике существует ряд факторов, наличие которых делает почти невозможным стремления к установлению стабильных отношений.
Азербайджано-израильские отношения
Самой главной причиной напряженности в ирано-азербайджанских отношениях, возможно, являются стратегические отношения между Азербайджаном и Израилем. По мнению иранских экспертов, в течение последних двух лет Азербайджан приобрел военную технику на сумму 3,6 млрд долларов, большая часть которой – израильского производства. Лишь стоимость договора о покупке военной техники, подписанного между Израилем и Азербайджаном в 2012 года, составила 1,9 млрд долларов. Несмотря на то, что официальный Баку заявляет, что приобретенная у Израиля военная техника (беспилотные самолеты, противокорабельные крылатые ракеты«Gabriel», противотанковые ракетные комплексы Spike, противобаллистические ракетные системы противовоздушной обороны«Barak», радарные системы), направлена против Армении, тем не менее, Тегеран считает, что в случае надобности они будут использованы против Ирана.
Об этом свидетельствует тот факт, что 10 декабря 2012 года иранский сайт «Press TV» сообщал, что после запуска американских радарных систем в талышенаселенном районе Астара в Азербайджане Азербайджан осуществляет на границе с Ираном разведывательные операции с использованием монтированных при содействии израильских военных советников беспилотников. В связи с этим с отдельным заявлением выступили как МИД Ирана, так и Меджлис страны, отметив, что если Азербайджан продолжит свои действия, то азербайджанских беспилотников постигнет та же участь, что и перехваченных ВС Ирана над Персидским заливом американских беспилотников.
Спекуляции вокруг этнических проблем иранского тюркоязычного населения
Одним из обстоятельств, способствующих возникновению напряженности в ирано-азербайджанских отношениях, являются также спекуляций вокруг этнических проблем иранского тюркоязычного населения (азери), посредством которых Азербайджан стремится вызвать сепаратистские настроения в иранских провинциях Восточный и Западный Азербайджан. В последние годы под покровительством властей Азербайджана был создан ряд структур («Всемирный конгресс азербайджанцев», «Национальный Совет Южного Азербайджана»), которые часто организовывают как в Азербайджане и Турции, так и в северных провинциях Ирана различные мероприятия антииранской направленности.
В ходе созванного в декабре в Баку очередного заседания Всемирного конгресса азербайджанцев депутат Милли Меджлиса, Всемирного конгресса азербайджанцев Сабир Рустамханлы с сожалением констатировал, что «в Северном Азербайджане, то есть Азербайджанской Республике, практически не издаются книги, посвященные национальным, культурным, социальным, политическим правам соотечественников, проживающих в Южном Азербайджане (Иранском Азербайджане)». «У официального Баку есть панический страх перед Тегеранским режимом, и потому власти Азербайджана не поднимают на международной арене проблему нарушения прав соотечественников в Иране», – заявил он.
В связи с этим посольство Ирана в Азербайджане выступило с осуждающим заявлением, в котором, в частности, говорится: «В Азербайджане в очередной раз созывается заседание так называемого Всемирного конгресса азербайджанцев – организации, принявшей на вооружение антииранскую, сепаратистскую политику, которая в очередной раз ставит под сомнение территориальную целостность Исламской Республики Иран. Посольство Ирана, осуждая свободную деятельность этой антииранской группировки, надеется на то, что правительство Азербайджана также проявит чувствительность к этим процессам».
Разногласия вокруг исторических и культурных ценностей
В отношениях между Тегераном и Баку есть также серьезные разногласия вокруг исторических вопросов. В школьных учебниках Азербайджана ряд северных провинций Ирана (порядка 400 тысяч квадратных километров) представлены на карте как часть Азербайджана, а недавно депутаты Милли Меджлиса Азербайджана выступили с инициативой, согласно которой предлагается переименовать страну в Северный Азербайджан.
Что касается создания нынешнего Азербайджана, то и официальные, и научные круги Ирана, а также некоторые историки-азербайджанцы отмечают, что до 1918 года государства с названием Азербайджан не существовало и эта страна создана на исторически иранских территориях Аран и Ширван (Об этом 24 февраля 2012 года на прошедшей на факультете востоковедения ЕГУ встрече заявил бывший посол Ирана в Армении Сейед Али Сагайан).
Кроме территориальных требований Азербайджан выдает также известных иранских поэтов за своих, а также присваивает культурные ценности Ирана. Азербайджан считает одного из величайших классиков литературы Ирана Низами Гянджеви азербайджанским писателем. Посольство Азербайджана в Китае выступило с идеей установления в парке Чаоян в китайской столице Пекине памятника Низами Гянджеви, а ранее памятник фарсиязычному поэту был установлен и в Риме.
Замминистра культуры и исламской ориентации Ирана Бахман Дари, комментируя тот факт, что Азербайджан подарил памятник видного иранского поэта Низами Гянджеви Риму, отметил: «Имеющиеся факты свидетельствуют о том, что Низами Гянджеви – иранский поэт, и необходимости в доказательстве этого нет. Но приписывать себе культурные ценности другой страны не считается достойным поступком. Не имея культурных ценностей, Азербайджан вынужденно присваивает ценности других стран. Такой шаг со стороны Азербайджана ничем иным как культурной кражей нельзя назвать».
Кроме того, недавно иранский музыкальный инструмент тар был включен в список ЮНЕСКО в качестве азербайджанского. В связи с этим иранский музыковед Бехруз Веждани, ссылаясь на сохранившиеся со времен Кира Ахеменида документы об этом музыкальном инструменте, в частности отметил: «Азербайджан подал запрос на включение этого инструмента в список ЮНЕСКО в то время, как до образования Азербайджанской Республики Иран уже имел этот инструмент в числе других инструментов».
Кроме, озвучиваемых Азербайджаном и Ираном взаимных обвинений вокруг исторических, культурных и этнических проблем тюркоязычного населения Ирана, существуют также ряд факторов, которые становятся причиной напряженности в отношениях между двумя странами.
Помимо взаимных обвинений по историческим, культурным, а также этническим проблемам иранских тюркоязычных азери, между Азербайджаном и Ираном существует и ряд других факторов, которые являются поводом напряженности в отношениях двух стран. В частности, иранская сторона обвиняет Азербайджан в оказании государственной поддержки антииранским террористическим группировкам «Монафегин» и «Пежак». По данным иранских СМИ, Министерство национальной безопасности Азербайджана сотрудничает с агентами террористической группировки «Монафегин» и «Мосада».
Недавно в статье, опубликованной на иранском информационном сайте «МЕХР», отмечалось, что с согласия властей Азербайджана в эту страну будут направлены около 2000 членов террористической группировки «Монафегин», разворачивающей антииранскую деятельность. В Азербайджане члены данной группировки пройдут курсы по военной подготовке (разведывательные и террористические действия), чтобы в случае надобности перейти на иранскую территорию.
Пограничные инциденты
Участившиеся вооруженные инциденты на ирано-азербайджанской границе также становятся поводом напряженности в двусторонних отношениях. В 2010-2012гг. на ирано-азербайджанской границе произошли следующие вооруженные инциденты.
31 мая 2010 года азербайджанские пограничники убили 52-летнего гражданина Ирана, который ловил рыбу в приграничной реке и попытался перейти на азербайджанскую сторону.
В апреле 2011 года сотрудники государственной пограничной службы Азербайджана застрелили жителя Ярдымлинского района Азербайджана Джафара Джафарова, который пытался пересечь границу с Ираном.
19 октября 2011 года на участке азербайджано-иранской границы близ села Аранлы азербайджанские пограничники в ходе вооруженного инцидента застрелили 20-летнего иранского военнослужащего Акбара Гасанпура.
17 августа 2012 года между азербайджанскими пограничниками и вооруженной группировкой, проникшей из территории Ирана, также произошла перестрелка, в результате чего был ранен один человек.
28 октября 2012 года на ирано-азербайджанской границе в результате перестрелки между азербайджанскими пограничниками и группой вооруженных лиц, проникших в Азербайджан со стороны Ирана, скончался житель района Парсабад провинции Ардебиль в Иране Али Горбанванд, 1989 г.р.
Продолжая тему, напомним, 6 декабря посол ИРИ в Азербайджане Мохсен Пак Айин, указав на встрече с главой миграционной организации Азербайджана Ферейдуном Набиевым на факт односторонней отмены Ираном въездных виз для граждан Азербайджана, потребовал решить проблемы проживающих в Азербайджане иранских студентов, туристов и предпринимателей, связанные с въездом. Спустя несколько дней после встречи иранского посла с главой миграционной организации Азербайджана сотрудника культурного центра посольства Ирана в Азербайджане выслали из страны. Уже 11 декабря парламент Азербайджана отменил соглашение о передвижении граждан по упрощенному порядку между Азербайджаном и Ираном, которое было подписано в апреле 2006 года. Согласно документу, граждане приграничных районов двух стран могут свободно передвигаться по территориям, находящимся в 45 км от границы.
Комментируя факт отмены 11 декабря парламентом Азербайджана соглашения о пересечении границы в упрощенном порядке гражданами двух стран, азербайджанский политолог Зардушт Ализаде, в частности, отметил: «Этим своим действием Азербайджан показал, что боится Ирана. Складывается впечатление, будто Азербайджан намерен, подобно Израилю и Палестине, построить стену на границе с Ираном».
Следует отметить, что в 2010 году Иран в одностороннем порядке отменил визовый режим для граждан Азербайджана, чего ожидал и от азербайджанской стороны. Однако официальный Баку пока избегает вести с Ираном переговоры относительно отмены визового режима. В связи с этим Тегеран неоднократно заявлял, что если Азербайджан отменит визовый режим с Турцией, а с Ираном –нет, то Иран запретит Азербайджану устанавливать связь с Нахичеваном через свою территорию.
Проблемы, связанные с деятельностью действующих в Азербайджане представительств Ирана, также отрицательно влияют на двусторонние отношения. Как сообщает иранский сайт «аранньюз.ир», Министерство иностранных дел Азербайджана официально заявило, что не предоставит визу ни одному сотруднику действующего в этой стране центра культуры Ирана. По той же логике 10 декабря текущего года сотрудника культурного центра посольства Ирана в Азербайджане выслали из страны. Отметим, что это шестой по счету иранский дипломат, высланный их Азербайджана.
Продолжая тему относительно террористических группировок, осуществляющих антииранскую деятельность на территории Азербайджана, заметим, что Иран считает, что недавние террористические действия против иранских ученых были согласованы с Азербайджаном.
Разногласия вокруг правового статуса Каспийского моря
Определенные несогласия в позициях Тегерана и Баку есть также по поводу правового статуса Каспийского моря и экологических проблем. У пяти Прикаспийских стран – Ирана, России, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана есть определенные разногласия относительно правового статуса Каспия. Иран предлагает разделить Каспийское море на 5 равных частей, однако Азербайджан и Туркменистан выступают против. В связи с правовым статусом Каспийского моря недавно с заявлением выступил пресс-секретарь министерства иностранных дел Ирана Рамин Мехманпараст, который отметил: «Пока интересы Ирана в вопросе определения правового статуса Каспийского моря не будут максимально обеспечены, Иран не согласится ни на какой-либо вариант разделения моря».
Заметим, что кроме спекулирования темой строительства Мегринской ГЭС, Азербайджан выражает несогласие по поводу проекту пополнения озера Урмия из источников реки Аракс.
Недавно, касаясь в ходе прошедшей встречи с журналистами спекулирования азербайджанцами темой высыхания озера Урмия, губернатор провинции Западный Азербайджан (Западный Атрпатакан) Вахид Джалалзаде, в частности, заявил: «В последние годы определенная часть населения Азербайджана выражала протест по поводу высыхания озера Урмия, однако теперь, когда для спасения озера необходимо использовать воды реки Аракс, Азербайджанская Республика выступает против этого проекта. Отрицательная позиция Азербайджана по поводу пополнения программы пополнения озера Урмия из источников реки Аракс является одним из главных препятствий на пути к реализации программы спасения озера».
Проблемы, связанные с информационной сферой
Серьезные разногласия между Тегераном и Баку существуют также в информационной сфере. Обе страны часто обвиняют СМИ друг друга во вмешательстве во внутренние дела стран. Почти каждый день государственные и частные СМИ Азербайджана транслируют антииранские передачи.
Следующим фактором, который возмущает Иран, является то, что силы безопасности Азербайджана с целью ограничения деятельности религиозных деятелей в стране обвиняют их в сотрудничестве с Ираном, многие из них ныне отбывают наказание в тюрьмах. Более того, с целью ослабить влияние Ирана в религиозной сфере азербайджанским священникам, получившим образование в Иране, запрещают читать проповеди в мечетях.
Политические отношения
Что касается политических отношений между Ираном и Азербайджаном, то отметим, что в этой сфере двусторонние контакты пассивны. В ноябре текущего года в очередной раз на неопределенное время была продлена трехсторонняя встреча глав МИД Ирана, Турции и Азербайджана, которая должна была состояться в Эрзруме. Первая и вторая трехсторонние встречи в формате Иран-Турция-Азербайджан, которые состоялись в апреле 2011 года в Урмии, а в марте 2012 года – в Нахичеване, также откладывались ранее.
Несмотря на то, что новый посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пак Айин с первого же дня пребывания в должности прилагает усилия в направлении ослабления напряженности в ирано-азербайджанских отношениях, тем не менее заявления и действия официального Баку об установлении «добрососедских» отношений с Ираном однозначно отличаются.
Следовательно, судя по обозначившемуся в 2011 и 2012 годах взаимному недоверию двух стран друг к другу, можно предположить, что в 2013 году напряженность в отношениях между Тегераном и Баку сохранится.
Автор – ирановед Армен Исраелян