Армен Минасян: В Армении будет глава государства «со вторым президентским сроком»
Два дня назад в эфире «Армрадио» мы анализировали текущие политические события. Один из радиослушателей поинтересовался, существует ли исследование о том, что главы государств во втором президентском сроке пытаются выделиться еще большей эффективностью. Как я понял, по представлению радиослушателя, это возможно, так как каждый человек в такой ситуации предпочел бы уйти, сделав какое-либо дело, «чтобы остаться в истории».
Этот вопрос чрезвычайно интересен, особенно в сегодняшней Армении, где вопрос переизбрания действующего президента не вызывает сомнений даже у самых ярых оппозиционеров. При этом сегодня общество больше волнуют не результаты выборов, а то, какие обещания даст президент, и в какой степени они будут претворены жизнь в ходе его второго президентского срока.
Стоит отметить, что между первым и вторым президентскими сроками есть существенная разница. Она обусловлена объективными факторами. Самое существенное то, что любой деятель в ходе первого срока преследует одну цель – создать предпосылки для дальнейшего переизбрания или, как минимум, не делать таких шагов, которые могут поставить под угрозу его переизбрание. Не менее важно и то, что в течение первого президентского срока происходит формирование команды, производятся соответствующие изменения в системе управления.
Это не новость. Как показывает изучение опыта США, где зародился институт президентства, президенты, действительно, в течение своего первого срока воздерживались от резких перемен. И это имеет свое объяснение: любая перемена, независимо от ее дальнейших результатов (речь идет о среднесрочных и долгосрочных результатах), в краткосрочном отрезке в основном вызывает недовольство широких слоев общества. Понятно, что при реализации принципа всеобщего избирательного права ни один деятель, поставивший перед собой задачу переизбрания, не будет принимать непопулярных решений. А вот во втором президентском сроке вероятность таких изменений возрастает, так как работают совершенно другие мотивации, начиная с желания остаться в истории до реального осознания проблем.
Это почти аксиоматическая реальность, поэтому не имеет смысла сосредотачиваться на примерах. Впрочем, можно рассмотреть, как эта закономерность работает в Армении.
Несмотря на многочисленные реформы, осуществленные в Армении за последние 20 лет, очевидно, что их результаты не оправдали ожиданий общества. В настроениях общества ожидание перемен доминирует и сегодня, и, по сути, является главным детерминантом волн протестов, имевших место в разные периоды. Кроме того, так получилось, что в Армении не действовала вышеназванная закономерность, поскольку проблемы, имеющиеся еще при Тер-Петросяне, по наследству перешли в наши дни, и ни один из президентов не взял на себя ответственности решить их.
Внешне, возможно, так и есть, однако имеется одно «но». В Армении не было ни одного главы государства со вторым президентским сроком. Речь идет не о формальности, а собственно о правлении. В случае Тер-Петросяна и о формальности. Говорить о втором сроке для президента, находящегося у власти лишь 1,5 года после «горячей осени» 1996 года, считаю, является неуместным. Что касается Роберта Кочаряна, то для всех понятно, что его первый президентский срок не был полноценным (в связи с ролью правительства в системе, а также «27 октября» и преодолением его последствий), а вот второй президентский срок, хотя формально и был таковым, но больше сопровождался процессами, характерными для «первого срока»: формирование команды, структурные изменения в системе, постоянное противостояние с соперниками, кульминацией которого стали апрельские события 2004 года. Все это, по сути, не дало возможности, чтобы президентство Роберта Кочаряна реализовалось по логике «второго президентского срока».
Соответственно, вывод меняется: Не то, чтобы в Армении не действуют всеобщие закономерности, а в Армении просто пока не было президента «со вторым сроком». Одной из тонкостей в сложившейся в стране политической ситуации является то, что в первый раз у нас будет президент «со вторым сроком». То есть открылись реальные возможности для перемен. Видимо, этим тоже обусловлено обилие обещаний и смелость, которые прозвучали в программной речи Сержа Саргсяна.
Мнение редакции может не совпадать с мыслями, изложенными автором в публикации.
Автор – Армен Минасян